Интервью: о реконструкции Толмачево, реновации и молодых архитекторах
з
В интервью участвуют:
- Владимир Иванов, директор ГК «Спектрум»
- Вячеслав Кочнов, главный архитектор ГК «Спектрум»
- Наталья Токарева, руководитель группы архитекторов ГК «Спектрум», Новосибирск
- Владислав Солопин, HR-менеджер ГК «Спектрум»
— Какие перспективные проекты в работе по Новосибирску, чем они интересны?
Владимир Иванов: — В первую очередь, это Толмачево. Недавно был сдан крупный распределительный центр Росагромаркет, еще один проект, в котором принимал активное участие «Спектрум». В работе — проект кампуса, университетского городка НГУ. Это не только общежития, но и учебные помещения, лабораторные корпуса, досуговый центр. Сейчас заканчивается стадия проектирования.
Кампус мирового уровня в развитии программы «Академгородок 2.0» даст новое качество жизни научного центра в Сибири. Академ всегда был определенной Меккой для ученых, есть запрос на обновление среды, которая должна привлекать молодежь в науку.
Группа компаний «Спектрум» — ведущая российская многопрофильная инжиниринговая компания, лидер в области цифрового проектирования и строительства. Направления деятельности: проектирование, управление проектами, консультирование, управление недвижимостью, управление строительством. С 2016 года — один из BIM-лидеров России по версии Autodesk. ГК «Спектрум» было реализовано более 1000 проектов в секторах коммерческой, жилой, индустриальной недвижимости, транспортной и общественной инфраструктуры. Выручка компании за 2020 год — 1,7 млрд. руб., чистая прибыль — 14 млн руб. Входит в топ-100 работодателей страны в сегменте «Средние компании» по версии hh.ru. «Спектрум» — генпроектировщик и техзаказчик проекта реконструкции аэропорта Толмачево и нового кампуса НГУ в Академгородке.
— Как идут дела в Толмачево?
ВИ: Завершены работы по устройству кровли аэровокзального комплекса. Начаты работы по монтажу внутреннего инженерного оборудования и технологического оборудования автоматической багажной системы. В границах теплового контура здания монтируют инженерные сети, проводят чистовую отделку. В главном атриуме идет остекление светопрозрачных фасадов и куполов. Строительство идёт в соответствии с графиком.
Скоро планируем начать работы по устройству декоративных панелей на фасаде главного атриума, именно он является главной архитектурной изюминкой нового аэровокзала.
Всё стекло, применяемое в проекте, проходит обязательный комплекс испытаний в том числе по искусственному старению, это связано с уровнем ответственности сооружения. По верхнему периметру атриума консольно расположен 17-ти метровый козырёк, с облицовкой кассетами из нержавеющей стали.
— Были ли сложности в связи с пандемией?
ВИ: — Нам кажется, что получится хорошо. Несмотря на пандемию и удорожание строительства, удалось добиться минимума отклонений по бюджету, буквально на пару процентов. Все стороны были готовы к компромиссу: генподрядчик чуть уменьшил маржу, заказчик согласился внести значительную предоплату, что позволило закупить стройматериалы до скачка цен. Жесткие переговоры тоже, конечно, случались.
— Если говорить о реконструкции прилегающей территории, какие есть планы?
ВИ: — Мы уверены, что новый терминал задаст некую доминанту, и поможет «вытянуть» на новый уровень весь район, даст толчок развитию. На стадии разработки проекта нами закладывались запасы мощностей, чтобы вблизи аэропорта было возможно строить новые объекты.
Если в архитектурной среде появляется некий объект-лидер, на него начинают ориентироваться. Мы видели такие истории в других городах.
— Насколько в Новосибирске активен рынок коммерческой недвижимости? В каких секторах идет рост инвестиционной активности?
ВИ: — Новосибирск — один из центров, где строительство всегда было активно. Перспективны рынки логистической недвижимости — склады, распредцентры, то, что называется light industrial, помещения, где можно организовать сборочные или фасовочные производства. Light — потому что в таких зданиях нет химических производств, или оборудования, которое является частью здания. Но при этом это не просто склад, у него есть производственная функция.
Я думаю, что скоро в Новосибирске будет ощущаться недостаток офисов, придет мода у крупного бизнеса на строительство штаб-квартир.
— Новосибирск — логистический центр. Как регион может развивать это преимущество, что надо сделать?
ВИ: — Строить дороги, наращивать их пропускную способность. Сейчас реконструируется аэропорт, рядом будет наращивание мощностей грузового хаба. Новосибирск — это первая посадка бортов после китайских производственных центров, перспективная точка для сортировки, перевалки грузов из Китая.
— Много говорят про «закат» моллов, торговых центров, в связи с уходом активности в онлайн. Как, по вашему мнению, они переформатируются?
ВИ: — Раньше был прагматичный подход: человек идет в ТРЦ ради крупного супермаркета, а мы на выходе разместим торговую галерею, пусть покупает больше и чаще. Сейчас люди приходят в ТРЦ поесть, пообщаться, дать побегать детям или на какое-то мероприятие. Общественная функция становится активнее в каждом молле, это уже must have. В будущем в ТРЦ могут быть и коворкинги, учебные залы.
— Повлияла ли пандемия и введение удаленной занятости на рынок офисных помещений?
ВИ: — Мы не видим пустые офисы, мы видим пустые площади, помещения, где работает около половины от положенного числа людей. При этом объем вакантных площадей под сдачу в целом по рынку скорее упал.
— Закрытие границ спровоцировало перераспределение потоков на внутренний отдых в России. Как это повлияло на строительство?
Вячеслав Кочнов (ВК): — Страна стала ощущать нехватку внутренней туристической инфраструктуры. Стартовало много проектов. Людям и бизнесу интересна Сибирь и ее объекты всемирного наследия ЮНЕСКО — Алтай, плато Путорана, Байкал. Камчатка. Есть спрос, а с предложением пока не очень.
Обновление аэропортовой инфраструктуры дает толчок развитию туризма: приходят новые авиакомпании, формируется новый спрос, новые маршруты и новые потоки.
— Как компании выбирают себе инжинирингового партнера?
ВИ: — В целом повысились требования заказчиков к надежности. Нужны банковские гарантии на аванс, гарантии неисполнения госконтракта. При этом заказчик все чаще требует гарантии именно от рейтинговых банков, которые, в свою очередь, требуют мощного обеспечения под такие гарантии.
— Как вы оцениваете востребованность цифровых продуктов в стройке?
ВИ: — Давно идет рост. С кем мы работаем, уже 100% требований передать им качественную информационную модель здания. В стройке с генподрядчиками сложнее.
В России часто получается так, что, сколько не тыкай в гаджет, последним звеном цепочки будет рабочий с лопатой.
ВК: — Цифровые модели зданий показывают взаимосвязи, зависимости. Развитие цифры идет от участника к участнику. Заказчики включились, но на стройках нужны инженеры, которые умеют работать с цифрой.
— Как в «Спектруме» решают проблемы с нехваткой квалифицированных проектировщиков, специалистов?
ВК: — У Новосибирска высокий потенциал, компетенции в промышленном строительстве. В команде «Спектрума» работает около 60 человек.
После пандемии стираются границы между городами и странами, в том числе и по уровню зарплат специалистов высокого класса. Важным становится обретение баланса между работой и личной жизнью. Мы в «Спектруме» расширили пакет ДМС, ввели услуги психолога для сотрудников, это оказалось востребовано. «Спектрум» для многих более интересен, чем, скажем, прикладное проектирование в офисе застройщика.
Наталья Токарева (НТ): — Мы стараемся «выращивать» под себя людей, но должны предварительно выявить главное — некую осознанность, готовность искать баланс формы, функции и финансовой составляющей.
Владислав Солопин (ВС): — Людям интересно быть причастными к масштабным проектам, о которых пишут в новостях и снимают фильмы, таких у нас много.
В отношении высококвалифицированных специалистов остается популярным хантинг. Люди стали более лояльными, открытыми. Многие ведут несколько объектов. «Спектрум» — компания универсальная по отраслям проектирования, разработки проектов. Бывает, приходят люди, «выгоревшие» в проектировании жилья, при этом им интересно развивать компетенции, например, в аэропортовом строительстве.
— Есть мнение, что с молодежью работать не стоит: мол, научим, а они уйдут. У «Спектрума» есть интересный опыт работы с вузами.
НТ: — На самом деле будет хуже, если мы их не научим, а они останутся. Мы регулярно взаимодействуем с профильными ВУЗами города — НГУАДИ, НГАСУ (Сибстрин), СГУПС, НГТУ и СибГУТИ. Среди архитекторов получил широкую огласку конкурс по разработке проекта для Толмачево, результаты его вы до сих пор можете видеть в Терминале ВВЛ. На будущий год запланирована еще более насыщенная работа. Студенты в настоящее время проактивные, их интересуют тренды отрасли, архитектурное и параметрическое проектирование, BIM-проектирование.
— Много говорят о проектах по джентрификации, реновации городской среды. У «Спектрума» есть такой опыт. Если говорить о механизме КРТ, может ли он стать драйвером среды города в целом?
ВК: — В Новосибирске обычная история такова, что внутри микрорайона есть комфортная городская среда, а снаружи — нет.
Если говорить о КРТ, опыт Москвы — оптимальный путь, по которому пойдет реновация по России. Муниципалитет должен быть драйвером таких перемен, последовательно проводить и поддерживать проекты по КРТ.
Когда идет рост количества кейсов по КРТ в России, это становится хорошим тоном, модой, не будет другой возможности развития. И это захлестнет и Новосибирск.
НТ: — Архитекторы в свое время предлагали концепцию непрерывности и «бесшовности» прогулочных зон в Новосибирске, но проекты не получили должного развития. Думаю, скоро вернемся к ним. Общество уже нагрето, потребность есть.
Если говорить о формировании городской среды вокруг жилмассивов, вне зависимости от их локации, то логичным был бы комплексный подход застройщиков, чтобы они действовали сообща, конечно, под контролем муниципалитета. У нас пока этого нет, каждый благоустроил свой кусочек, а как это стыкуется с соседними кусочками — неважно.
ВК: — В Москве подобный подход внедрен. Когда муниципалитет вводит единое нормирование стилистических архитектурных решений во внешнем облике домов. Мы уходим от модели «лепите, что хотите» к формированию гармоничной городской среды, это касается и этажности, и внешнего облика, и цветового решения жилых домов.