Новосибирская область планирует вступить в эксперимент по самозанятым
Президент Владимир Путин подписал закон о введении на указанных территориях экспериментального налога на профессиональный доход для самозанятых в конце ноября прошлого года. Эксперимент начался 1 января в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане, он рассчитан на 10 лет. Самозанятыми считаются граждане, не имеющие работодателя и наемных сотрудников и получающие доход от личной трудовой деятельности. Налоговая ставка для тех, кто работает с физическими лицами, составит 4%, с юридическими или индивидуальными предпринимателями — 6%.
На пресс-конференции руководитель УФНС по Новосибирской области Алексей Легостаев со ссылкой на выступление главы федерального налогового ведомства Михаила Мишустина рассказал, что в целом налоговое ведомство и Минфин позитивно оценивают прохождение эксперимента по количеству зарегистрировавшихся. «Сумма привлеченных в бюджет налогов не оценивалась, так как задача не связана напрямую с наполнением бюджета, — пояснил Легостаев. — Задача — дать людям инструмент по легализации их деятельности».
«С начала эксперимента в качестве плательщиков налога на профессиональный доход зарегистрировались более 114 тыс. человек. Количество сформированных чеков превысило 10 млн, а суммарный доход, полученный самозанятыми, составляет более 8,9 млрд рублей», — цитирует Газета.ру руководителя ФНС Михаила Мишустина. По словам главы ведомства, наиболее популярными видами деятельности являются перевозка пассажиров, сдача квартир в аренду, консультирование, репетиторство, программирование, маркетинг и реклама.
По словам Алексея Легостаева, на федеральном уровне было предложно дать возможность регионам по их инициативе перенять опыт с самозанятыми. Минфин будет поддерживать такую инициативу.
«Новосибирские самозанятые, которые уже зарегистрировались в этом статусе, — частью вновь зарегистрированные люди, частью это бывшие ИП, поменявшие статус, — сообщил Легостаев. — Проблема неформальной занятости в Новосибирской области достаточно большая. По нашим оценкам, если брать в целом население трудоспособного возраста, около 200 тыс. чел не получают доходов от работодателей и не подают декларацию 3-НДФЛ. Из них значительная часть занята в неформальном секторе».
По словам Легостаева, эта проблема уже обсуждалась между руководителем регионального налогового ведомства и министром финансов Новосибирской области Виталием Голубенко. «Правительство Новосибирской области не возражало, чтобы поддержать идею обратиться с инициативой по распространению эксперимента с самозанятыми на Новосибирскую область», — сообщил Легостаев.
РБК Новосибирск направил соответствующий запрос в пресс-службу правительства Новосибирской области.
По мнению Легостаева, самая важная возможность для новосибирцев — возможность легализации и даже снижения налоговой нагрузки.
«Например, это возможность для микробизнеса, для ИП на упрощенной системе налогообложения, на «вмененке», которую предположительно будут отменять со следующего года, избрать льготную систему налогообложения — всего 4%. Это несомненный шаг в поддержку микробизнеса», — отметил руководитель Управления ФНС по Новосибирской области.
В середине июля министр экономического развития РФ Максим Орешкин в своем выступлении в Торгово-промышленной палате заявил, что с 2020 года любой российский регион сможет вводить режим самозанятых. «Такое решение есть, оно будет проводиться законодательно», — сказал он.
«Развитие новых форматов хозяйствования в российском бизнесе ресурсоемко и перегружено рисками, в том числе сложносочиненным регламентирующим законодательством, — отметил новосибирский политолог Александр Парфенов. — Бизнес оптимизируется за счет внутренних ресурсов. Некоторая часть сознательных граждан, которые в законодательных инициативах видят новые возможности, выйдут из тени, это касается, в первую очередь, новичков. Многие представители микро- и малого бизнеса относятся с опаской к новым инициативам государственной вертикали. Есть риск, что новшество с налогом на самозанятых может стать для них сигналом к выжиданию либо сигналом к реверсивным действиям, направленными на снижение налоговых нагрузок на предприятие».