Эксперт: «Во время кризиса бизнес должен вести себя как в армии»
В Новосибирске прошел вебинар о развитии бизнес-навыков в период кризиса из-за пандемии. В обсуждении приняли участие представители Сбербанка, Google и Правительства Новосибирской области. Эксперт обучающей программы «Бизнес класс», корпоративный тренер Константин Холстинин рассказал, как предпринимателю восстановиться после кризиса и сформировать эффективный план для дальнейшего развития собственного дела. РБК Новосибирск публикуют основные тезисы мероприятия.
Константин Холстинин, эксперт обучающей программы «Бизнес класс», корпоративный тренер:
- «Я в сфере предпринимательства уже 30 лет, и за это время ни разу не усомнился в том, что нужно постоянно учиться. Есть мнение, что нужно полагаться только на свою энергию, свои идеи. Я с этим согласен, но чтобы управлять самолетом, летчик учится в училище, а затем проходит часы практики. С бизнесом аналогичная ситуация: если вы не понимаете механик бизнеса — «операционка», финансы, маркетинг, управление людьми, — то вы становитесь похожим на человека, который сел за штурвал самолета, посадил свою семью, сотрудников и пытается взлететь».
- «Нужно понимать, что кризис переживут не все. Эффективность капитализма заключается в разделении труда, но из-за пандемии разорвались многие производственные цепочки. Звучит печально, но это может быть шансом для всех занять недостающие места. Например, был момент, когда из Китая перестали поступать товары и комплектующие. Если вы в состоянии технологически восполнить это, то дерзайте. Стратегия поведения бизнеса в кризис должна быть как в армии — вы должны быть всегда собраны, искать новые возможности, быстро реагировать.
- «Сервис — это то, что будет востребовано в «новой жизни», когда экономика начнет восстанавливаться. Он обеспечит хорошие отзывы и высокий рейтинг. Весь маркетинг и попытки быть конкурентноспособными строится на репутационном капитале, который формируется на основе отзывов клиентов. Обратите внимание, у всех интернет-поисковиков есть шкала с рейтингом и отзывы при поиске организации».
- «Сейчас заметен тренд на кастомизацию товаров, нужно его ловить. Востребованы уникальные продукты. Раньше в массовом производстве это нельзя было добиться — если мы производим ручки, то, чтобы окупиться нужно, сделать тысячу одинаковых ручек. Сейчас развиваются технологии, которые позволяют сделать один уникальный предмет для одного человека. Это гибкие производственные линии, 3D принтеры и так далее».
- «В кризисной ситуации особое внимание обращайте на дебиторскую задолженность — в момент кризиса многие затягивают платежи. Работа должна быть выстроена как-никогда, потому что нужны оборотные средства».
- «Не бойтесь говориться с сотрудниками о сокращении зарплаты и бонусов либо, наоборот, о привязке результата их труда к выплатам. Вы должны так мобилизовать коллектив, чтобы они не просто получали зарплату, а зарабатывали вместе с вами. Особенно берегите тех, кто знает ваши технологии и умеет работать с клиентами».
- «Экспериментируйте с переходом в более низкуй ценовой сегмент вашей продукции. Ищите новые инструменты, но следите, чтобы финансы не уходили в минус».
- «Никогда не продавайте личную недвижимость автомобили и другие активы, чтобы погасить обязательства компании. «Из дома ни фунта», — гласит старая мудрость. Уясните, что ваше имущество и ваш бизнес — это разные сущности».
- «Не берите на себя лишнюю долговую нагрузку. С какой вероятностью это поможет выйти в плюс? Может лучше оставить попытки выплыть и искать другие возможности?».