Победить кондуктора: мэрия заплатит 10 млн. рублей за мечту о безнале
Согласно данным сайта госзакупок, новосибирский МКП «Горэлектротранспорт» (МКП «ГЭТ») объявил конкурс на закупку 424 платежных устройств. Стоимость одного аппарата — 24 тыс. руб. В документах говорится, что мобильный терминал может списывать средства с помощью транспортной карты и бесконтактных банковских карт.
В феврале этого года на троллейбусном маршруте № 2 проводился эксперимент по внедрению бесконтактной оплаты проезда. Как сообщили в мэрии, по результатам испытаний было решено приобрести транспортные терминалы нового образца.
Необходимость перехода
Осенью прошлого года на презентации концепции «Электронный проездной-Новосибирск» были объяснены причины необходимости перехода на эту систему.
Сегодня более половины расчетов за проезд идет наличными. Из-за того, что кондукторы регистрируют не все билеты, опуская часть денег в свой карман, рождаются убытки. Таким образом, одна из целей перехода — повышение процента собираемости платы за проезд. Также согласно ответу мэрии, модели текущих транспортных терминалов физически изношены.
Еще один повод, по словам чиновников, — создание «инструмента анализа и оптимизации маршрутной сети» города. Чтобы транспорт работал эффективно, надо знать, по каким маршрутам ездит больше или меньше пассажиров и в какое время.
Бесплатно для города
На прошлогоднем круглом столе шла речь о том, что оборудование должна была поставить компания «Окно ТР», возглавляемая Виталием Рахмановым, которая сотрудничает с «Золотой короной». Там же было сказано, что для перевозчиков и муниципалитета поставка оборудования будет бесплатной.
Начальник управления пассажирских перевозок Роман Дронов заявлял, что переход без дополнительных трат можно произвести с использованием возможностей существующих терминалов. Эту же информацию подтверждал руководитель управления «Транспортные и социальные карты» платежной системы «Золотая корона» Александр Гришин. Он говорил, что оплачивать проезд банковской картой предлагается через те же самые терминалы, что принимают обычные транспортные карты.
Кроме поставки оборудования, предполагалось, что поменяется стоимость обслуживания карт для МКП «ГЭТ». Если ранее за обслуживание карт оператор «Золотая Корона» получал порядка 3%, а МУП «Пассажиртрансснаб» — 1%, то по новой схеме предполагалось, что комиссия «Золотой короны» снизится до 1%, «Пассажиртрансснаб» получит 1,2%, а еще 1,8% отдадут компании «Окно ТР» за «транспортный эквайринг», выражающийся в обслуживании терминалов.
Планы поменялись
В ответе мэрии сказано, что сначала планировали обновлять терминалы постепенно за счет комиссионных отчислений в объеме средств от повышения количества регистрируемых продаж билетов. Однако потом было принято решение о заказе терминалов через аукцион.
В документах закупки в качестве источника финансирования указаны средства МКП «ГЭТ». Ранее Контрольно-счетная палата (КСП) насчитала у МКП «ГЭТ» убытки за 2015 год в размере 217 млн. рублей, а за 9 месяцев 2016 года — 157 млн. рублей. Причины убыточности — низкие тарифы и недополучение доходов от выручки кондукторов. «Финансирование закупки транспортных терминалов будет осуществляться через субсидии городского бюджета», — сообщили в мэрии.
Член общественной палаты Евгений Митрофанов уверен, что город не должен платить за переход на новую систему. «То, что это должен делать муниципальный бюджет, невыгодно для города. Мне кажется, было бы логично, чтобы это делали те, кто обслуживает финансовые потоки. Об этом шла речь на слушаниях в прошлом году», — сообщил Митрофанов.
Председатель комитета по транспорту общественного экспертного совета по вопросам градостроительства мэрии Новосибирска Алексей Мазур объяснил, что главная проблема в отсутствии концессионера.
«В этом плане у нас все происходит по принципу шаг вперед, два назад. Обсуждения проходили, а теперь реализуются сценарии, которые не обсуждались», — заявил Мазур.
По его словам, мэрия ничего не сделала для прояснения своих действий. Какова будет стоимость обслуживания карт новыми терминалами, также неизвестно. При этом сам факт, что концессионер счел невыгодной для себя схему, при которой парк терминалов будет обновляться за счет роста сумм доходов от установки этого оборудования, говорит сам за себя.
Экономическая эффективность
На запрос РБК Новосибирск о плановых показателях роста собираемости средств и роста выручки ни представители мэрии Новосибирска, ни Сбербанка, ни системы «Золотая корона» каких-либо определенных данных не сообщили.
Возникает ряд вопросов. Почему ни один из участников сделки в официальном комментарии не упомянул про плановую результативность приобретения терминалов. Почему финансовая схема реализуется по сценарию, который меняется «по ходу пьесы». И в конечном итоге — является ли разумным шагом в условиях дефицита муниципального бюджета и убытков МКП «ГЭТ» трата 10 млн. руб. на закупку, экономическая целесообразность которой для бюджета Новосибирска эфемерна.
Согласно данным Аналитического центра НАФИ на октябрь прошлого года, опыт бесконтактной оплаты с помощью мобильного телефона имеют только 5% россиян, а бесконтактные банковские карты использовали 24% жителей страны. Большинство россиян (70% опрошенных) по-прежнему оплачивают повседневные товары и услуги наличными.
В ПАО «Сбербанк» корреспонденту РБК сообщили, что постепенно все банковские карты станут бесконтактными. На процесс естественной замены карт потребуется несколько лет. Аналитики Visa утверждают, что показатели использования безнала будут расти. Но проблема в том, что картами в основном оплачивают покупки средних размеров. В частности, средний чек покупки, совершенной бесконтактными картами, составляет 1165 руб. Функция бесконтактной оплаты наиболее востребована у клиентов с доходом выше 65 тыс. руб. Средняя зарплата в Новосибирске только приближается к 29 тыс. руб.
Старые терминалы принимают карты «Золотая корона», — безналичная форма платежа возможна, но не востребована. Утверждать, что за установкой новых терминалов последует переход на 100% безнал, удобный муниципалитету, невозможно. Отсюда два вывода. Первый. Закупка терминалов в один прием на такую сумму не является экономически целесообразной: все карты станут бесконтактными лет через 5-7, когда терминалы уже порядком устареют. Обычные карты Visa и MasterCard новые терминалы принимать не будут.
Вывод второй. Для стимулирования перехода на 100% безналичный расчет в городских трамваях и троллейбусах логично было бы ввести жесткие схемы, делающие расчет за наличные невозможным. Определить, как это отразится на пассажиропотоке, сложно.
Последний день приема заявок по конкурсу — 21 апреля. Сам аукцион пройдет 28 апреля.