Три района преобразуют в муниципальные округа в Новосибирской области
Депутаты Заксобрания Новосибирской области рассмотрели в первом чтении поправки в три областных законопроекта, согласно которым на территории региона районы преобразуют в муниципальные округа. Пилотными стали Карасукский, Маслянинский и Татарский районы, которые и выступили инициаторами изменений.
Как рассказал в ходе сессии председатель Совета депутатов Карасукского района Юрий Объедко, с каждым годом жители районов предъявляют все больше требований к органам местного самоуправления для решения вопросов более комфортного проживания. Однако, по его словам, не все муниципальные поселения района в состоянии решить возникающие проблемы.
«Исходя из этого в нашем районе уже принято решение, в том числе исходя и из просьб глав поселений, о передаче полномочий по ЖКХ на уровень района. Аналогично были переданы полномочия по культуре, спорту, бухучета и другие. По содержанию внутрепоселковых дорог — созданному районному управлению автодорог. Остро стоит кадровый вопрос, в особенности в администрациях сельских поселений», — сказал Объедко.
По его словам, преобразование в муниципальный округ позволит консолидировать бюджетные и административные ресурсы, создать наиболее эффективное системное управление. «Власть на селе не ликвидируется, а переходит в новое управление. Будут территориальные подразделения, возглавлять которые будет люди на местах. По сути, это те же главы поселений. Все льготы, компенсации, меры соцподдержки, тарифы сохраняются», — сказал он.
Председатель Совета депутатов Маслянинского района Вячеслав Ярманов добавил, что также муниципальные округа имеют преференции по вхождению в федеральные программы. «Это так. В том числе по программам по развитию сельских территорий. Одним из негласных пунктов при подведении итогов является то, что опорные округи имеют преференции», — сказал он.
Во всех трех районах законопроекты прошли через совещания, публичные слушания, поправки одобрили депутаты разных уровней. Как сообщил председатель Совета депутатов Татарского района Вадим Носков, в рамках преобразования при избрании депутатов также планируется уйти от партсписков для увеличения персональной ответственности депутатов.
В 2021 году в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был определен правовой статус муниципального округа. Изменения вносили в рамках реформы и повышения эффективности публичной власти. Согласно законодательству, муниципальный округ является новым видом муниципального образования. Полномочия, которые были у муниципальных администраций, теперь могут выполнять определенные функции администрации муниципального округа.
За и против
При обсуждении принятия областных законов мнение депутатов разделилось. В поддержку преобразований высказался депутат Заксобрания Александр Щербак. «Муниципальные округа в наших условиях — наиболее эффективный вид муниципального образования. Не секрет, что муниципалитеты поселенческого уровня живут за счет дотаций, ни о какой самостоятельности в принятии решений речи не идет, но как дело доходит до нарушений и штрафов — сразу самостоятельные. Если говорить об опасениях, что власть отдаляется — нет, власть меняет вывеску», — считает депутат.
По всем трем законопроектам коллегу поддержал парламентарий Дмитрий Козловский. «У меня вопрос: экономику кто-то считал? Будет сокращено число депутатов — какой от этого плюс?», — уточнил он. По словам Объедко, в сельских поселениях есть проблемы с кадрами, в том числе и с депутатскими: «Несколько лет назад я уже говорил о формировании райсоветов. Хочу сказать, что за последние 10 лет мы не потратили ни копейки на довыборы».
Принятие законопроектов поддержал депутат Илья Поляков. По его словам, принятие управленческих решений на районном уровне будет более эффективным. Он отметил, что кадровый голод наблюдается во всех районах, и чем меньше населенный пункт — тем более выраженной является проблема.
Против изменений выступил парламентарий Роман Яковлев. Он полагает, что сокращение числа депутатов может дать негативный эффект. «Это самые главные контролеры на территории. Местные сельсоветы имеют бюджет от 5,5 до 15 миллионов рублей, и работу строить на селе сложно. По своей практике скажу, что главный показатель — мнение людей. И я бы не сказал, что в их жизни что-то изменилось. Также хотел обратить внимание на политическую составляющую при формировании округов в части избрания депутатов. Это избрание только по одномандатным округам, смешанная система не подразумевается. На мой взгляд, по этим вопросам необходимо выслушать представителей всех партий. Формирование совета по мажоритарной системе — неверно», — сказал Яковлев.
Депутат парламента Яков Новоселов высказал опасения, что лишение людей возможности участвовать в политической и хозяйственной деятельности, может привести к потере реальной управляемости.
Против высказался и его коллега Владимир Карпов. «Такая реформа не может не отразиться на жизни людей. Есть вопрос — как ее проводить и как именно она отразится. При решении любых вопросов нужно начинать с процедуры. Потому что ее нарушение может перечеркнуть даже самый хорошо подготовленный законопроект. Здесь у нас нет сближения, в том числе и среди представителей профильного комитета. Законопроект был внесен 13 дней назад — как за эти дни проработать такие глубокие вопросы. Нам предстоит принять закон на уровне области. Проводить такой глубокий вопрос — без депутатских или публичных слушаний — нонсенс. Предлагаю, между первым и вторым чтением их провести», — сказал Карпов.
Ему ответил депутат Заксобрания Сергей Титков. «Хочу сказать коллегам, которые говорят, что мы не подготовились к этому вопросу. В зале присутствуют шесть депутатов с этих трех округов, которые участвовали в процессе. В этом законе два направления — бюджет и полномочия. Сегодня в сельсоветах нет никакого бюджета, они живут по смете. Мы готовы провести депутатские слушания, пригласить тех, кто живет на земле. Оппонентами поправок выступают те, кто живет в городе. Мы, деревенские депутаты, постоянно там варимся», — сказал Титков.
Его поддержал первый вице-спикер Заксобрания Андрей Панферов. Он еще раз отметил, что районы сами выступили в качестве инициаторов поправок, а на территориях работают сильные главы и депутатский корпус.
«Соглашусь, что надо все проработать досконально и с тем, что необходимо провести слушания. Вопросов много, но в первую очередь речь — об управляемости региона. Надо отточить все до мелочей. Но закон необходимо принимать, чем быстрее районы пройдут изменения, тем лучше. Маслянино — классический пример того, что можно войти в большое количество федеральных программ. Для подобных районов это возможность войти в федеральные программы», — сказал спикер парламента Андрей Шимкив.
Большинством голосов депутаты в первом чтении поддержали все три законопроекта. Поправки необходимо будет направить до 8 мая.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте