Опять упала: эксперты о причинах и перспективах снижения ключевой ставки
ЦБ в третий раз с начала пандемии снизил ключевую ставку до 4,25%. В ЦБ рассчитывают, что очередное снижение ключевой ставки и произошедшее существенное уменьшение доходностей на рынке ОФЗ создают условия для снижения процентных ставок на других сегментах финансового рынка в дальнейшем.
Максим Петроневич, старший экономист Аналитического управления банка «Открытие» полагает, что снижение ставки обусловлено, прежде всего, преобладанием негативного макроэкономического фона, несмотря на появление позитивных факторов.
«Текущая динамика инфляции демонстрирует признаки возможной временной стабилизации около целевого уровня, и этот факт в пользу осторожного шага снижения ключевой ставки, — на 0,25%», — полагает эксперт.
Дополнительным фактором осторожного снижения ключевой ставки должен выступать риск сокращения притока рублевых депозитов населения в банковскую систему по мере снижения уровня ставок. При этом по итогам июня месячные темпы роста депозитов населения в рублях с исключением сезонности и прироста средств по счетам эскроу, наоборот, выросли. «Преобладание негативной макроэкономической динамики, стабильность на финансовом рынке и сохранение притока средств населения в банковскую систему позволяет продолжить снижение ключевой ставки», — говорит Петроневич.
Ирина Газизулина, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ полагает, что влияние ставки не настолько существенно для роста активности как заёмщиков, так и банков. «Для заемщиков этот фактор был бы привлекательным при прогнозируемом развитии бизнеса, хотя бы на среднесрочную перспективу, — говорит эксперт. — Для банков снижение ставок, так или иначе, это потеря доходности, при оставшихся рисках неопределённости развития событий, формирующих кредитоспособность заёмщика».
Газизулина уверена, что на сегодня основным фактором роста кредитного портфеля является государственная программа поддержки и возможность продолжать бизнес в условиях пандемии: взятые бизнесом кредиты должны получить спрос у потребителей, чтобы быть возвращенными в срок, что опять ставит вопрос о достаточности денежных средств в карманах потребителей.