Банки, поборы и проверки: на что жалуются новосибирские предприниматели
О том, на что жалуются новосибирские предприниматели и как добиться защиты своих прав, рассказывает Кирилл Чемарев, руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России».
— Какова причина столь резкого увеличения количества обращений в этом году?
— Количество обращений растет в связи с часто изменяющимися законами. Многие просто не успевают подстроиться под новые реалии. Мнение бизнеса такое — «не надо так часто, как это происходит сейчас, менять законодательство, мы под него подстроимся и дадим рост экономике».
Еще причина — подход «неперестроившихся» контролеров: нередко положительному решению вопроса препятствует необходимость новых подходов со стороны органов исполнительной власти, особенно это заметно по контрольно-надзорным органам (КНО). Административная реформа повернула их лицом к малому и среднему бизнесу, концептуально заложила именно партнерское и сервисное отношение к нему. Психологически для сотрудников органов контроля, которые всю сознательную трудовую жизнь безапелляционно выписывали штрафы предпринимателям, стать сервисом и партнером сложно, но таковы реалии. Реформа запущена, риск-ориентированный подход к проверкам внедряется и теперь предприниматель, не представляющий реальную техническую и практическую угрозу для жизни и здоровья людей, находится «под крылом» новых правил.
— С какими вопросами, помимо нарушений законных прав, новосибирские предприниматели чаще всего обращаются к Вам?
—За последний квартал участились обращения за консультацией по договорам аренды от предпринимателей, ведущих свою деятельность в больших торговых центрах. Много бизнесменов, работающих в интернете, хотят привести свои сайты и контент на них в соответствие с действующим законодательством. В связи с общей непростой ситуацией с расчетами со стороны государственных и муниципальных заказчиков к нам обращаются по выигранным торгам, на отказ оплаты выполненной работы со ссылкой на отсутствие финансирования. На этой стадии очень часто госзаказчик чинит препятствия в принятии результатов работ, чтобы выкроить время, так как запланированных денег на контракт уже нет.
— В чем основная ошибка обращающихся за помощью?
— Несвоевременность. Часто вопрос запускают на самотек, а обращаются, уже находясь близко к точке невозврата. В случае с проверкой КНО — после вступления в силу постановления об административном правонарушении. Необходимо знать, что КНО в своей деятельности обязаны быть максимально прозрачными, открытыми. Планы проверок публикуются на их официальных сайтах, надо самим отслеживать возможный визит инспектора. Если предприниматель заранее знает о предстоящем визите, и у него есть сомнения в соответствии его обязательным требованиям, необходимо на этой стадии обращаться за консультацией, разъяснениями
— Как вы считаете, в Новосибирской области уже прекратили «кошмарить бизнес»?
— Если смотреть на ситуацию со стороны прохождения реформы контрольно-надзорной деятельности, то да. Но есть и проблемные места, — скажем, служба Финмониторинга. В процессе осуществления такого вида надзора банки могут блокировать операции по счетам, часто блокируется не конкретная операция, а весь счет. Бизнес без использования денежных средств на счете на протяжении непродолжительного отрезка времени «вылетает» с рынка и становится несостоятельным. Банк не разбирается досконально с каждым, автоматика выдает результат, счет блокируется, запрашивается огромный перечень документов от владельца счета в крайне короткий срок, после предоставления документов ничего не происходит, а предлагается счет закрыть, денежные средства перевести в другой банк за высокий процент: 10-30% по рынку банковских услуг.
— Когда начались проблемы, это же 115-ФЗ?
— Около года назад. Ряд операций, которые трактуются банками как сомнительные, банки готовы проводить, но с условием применения повышенного — до 25% от суммы перевода — тарифа. Банки по сути не борются с «серым» бизнесом, они устанавливают повышенные тарифы за проведение сомнительных операций. Поскольку соблазн заработать на операционном обслуживании велик — у банка этот вид дохода всегда был не на первых местах — сомнительными становятся уже самые обычные операции. Еще момент — штрафы. Если банк блокирует операцию и запрашивает документы, а компания не предоставляет их в течение одного рабочего дня, его могут оштрафовать в размере 20% от остатков по всем счетам.
— Как в таком случае бизнесу защитить себя?
— Через суд, в этом году я встречался как минимум с десятью подобными исками в Новосибирской области. Например, сейчас идут несколько судебных споров между новосибирскими предпринимателями и КБ «Взаимодействие». У бердской компании ООО «Новая Эра» со счетов сняли 650 тыс. руб на основании необычного сомнительного характера операций по счету и со ссылкой на сборник тарифов банка. В итоге снятие признано безосновательным обогащением банка. Если посмотреть практику по России, то это уже совсем другая картина. Львиная доля исков рассматриваются в Москве. Это обусловлено с тем, что договорами предусмотрена подсудность московская, так как головные офисы банков находятся там.
Полную версию интервью читайте в проекте «Сделано в Новосибирске»