Инновационную школу в микрорайоне Евроберег начнут строить в 2025 году
Проектирование второй школы в Евробереге в мэрии Новосибирска анонсировали в феврале. Ее строительство по плану начнется в 2025 году, а сдадут ее в 2027 году. 24 октября строители забили первую сваю.
«Сейчас проект проходит все этапы экспертизы, после чего готовую рабочую документацию «Брусника» безвозмездно передаст городским властям, — сообщили в пресс-службе девелопера. — «Брусника» инвестирует в строительство соцобъекта кредитные средства с последующим выкупом мэрией готового объекта».
Пятиэтажное здание будет рассчитано на 1,1 тыс. учащихся в одну смену при 25 учениках в классе. Площадь земельного участка —1,6 га. В школе будет применен ряд необычных для образовательных учреждений решений — например, часть помещений и территории зонирована может быть использована всеми жителями микрорайона, а не только учениками школы.
В Новосибирске за последние три года в эксплуатацию сдали семь школ, шесть из которых — типовые. Лишь одну — школу № 220, — построили по индивидуальному проекту — она попала в тройку лучших в России. Эту школу в Евробереге также построила «Брусника».
«В прошлом году в контуре компании мы создали специальное подразделение, которое проектирует только социальные учреждения — детские сады, школы, паллиативный центр и даже театр кукол. Проектное бюро работает на все регионы. Каждый проект должен быть достаточно типовым, чтобы его мог построить толковый подрядчик, и в то же время достаточно уникальным и функциональным, чтобы люди хотели переезжать в район не в последнюю очередь из-за школы или детского сада», — рассказали в «Бруснике».
Особенности школы
По форме здание школа — прямоугольное здание с двумя «крыльями», открытое свету благодаря тому, что центральная часть здания будет построена с более низкой этажностью, чем остальные. Такая архитектура позволит отделить младшие классы от старших, а в центре создать общее пространство: актовый зал, атриум со вторым светом, столовую, спортивный кластер. Фасад здания облицуют керамогранитом со вставками из меди на входной группе, где установят медиафасад с возможностью трансляции видео.
В интерьере проектировщики решили максимально уйти от коридоров и глухих стен. Вместо них — прозрачные перегородки и мягкие стены, чтобы детям было проще крепить на них рисунки, плакаты и объявления. Учительская, по задумке авторов проекта, будет больше похожа на офис IT-компании, вместо одного стола на всех — индивидуальные рабочие места с компьютером и местом для хранения вещей.
Как создают современные школы
Ключевой принцип в проектировании школы — эффективность использования площади, говорят в «Бруснике». Так работает идея задействовать здание в повседневной жизни всего района. На его первом этаже будут действовать мастерские с отдельными входами, которые, по задумке проектировщиков, будут популярны у жителей микрорайона. Это позволит школе не пустовать на каникулах и по выходным. Стадион и спортивные залы тоже спроектированы таким образом, чтобы организовать доступ в них всем жителям Евроберега. Однако, решение об использовании стадиона или мастерских зависят от локальных нормативных актов и от решения директора.
Само здание делают более компактным, чем обычно, при этом сохраняют все необходимые функции. Это возможно за счет сокращения площади помещений, которые никак не влияют на учебный процесс: коридоров, подвалов, поэтому формально квадратных метров в пересчете на одного ребенка в школе меньше, но детям в школе просторно.
Коридоры в школе уступают место рекреациям с мягкими зонами для чтения или уединения. Автор книги-исследования «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ», партнер и арт-директор бюро ATRIUM Сергей Надточий пояснял РБК Новосибирск, что важно проектировать рекреационные зоны и коридоры так, чтобы они стимулировали как игровую активность и общение, так и уединение для самостоятельной работы или отдыха от школьной суеты. Пространства классов должны быть гибкими, чтобы они могли трансформироваться для различных типов учебной деятельности.
«Еще одним ключевым элементом современных школ является создание главного общественного пространства — например, школьного вестибюля с амфитеатром. Мы видим его как аналог городской площади, где происходят важные общественные события», — говорит Надточий.
Руководитель проекта по стандартизации школ в «Бруснике» Наталья Суворова подтвердила, что с экономической точки зрения актовые залы строить невыгодно: помещение съедает огромное количество площади, а используют его всего 20% времени.
«Вместо актовых залов в своих проектах мы делаем атриумы. Это общественный центр школы, его пространство может использоваться гораздо эффективнее, чем актовый зал, — сказала она. — В нашей школе № 220 в атриуме проводятся не только массовые мероприятия, учебные занятия, собрания, это просто открытое пространство, где школьники могут общаться, отдыхать на переменах, что-то обсуждать группами», — сказала она.
Подробнее на РБК: Как и зачем в России меняют подход к строительству школ