Иллюзия сделки: кому в Новосибирске налоговая отказывает в вычетах по НДС
Налоговые роботы
Несколько лет назад Инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС) повсеместно внедрила в работу инспекторов аппаратные комплексы аналитики («налоговые роботы»), которые позволяют инспекторам многократно увеличить эффективность контроля. В первую очередь речь идет о комплексе «АСК НДС-2», суть работы которого — сравнение данных по операциям с НДС на предмет их совпадения в декларациях участников сделки. «Если раньше для установления цепочек связей налогоплательщиков по «схемным» операциям надо было провести комплекс мероприятий по контролю, длящийся порой несколько месяцев, теперь, посредством ПК «АСК НДС-2» цепочка связей строится в среднем в течение получаса», — сообщил РБК Новосибирск замруководителя УФНС России по Новосибирской области Андрей Снегирев. По его словам, автоматизация распространяется не только на анализ данных, но и на общение с налогоплательщиками — система на федеральном уровне формирует автотребования, и предложение уточнить налоговые обязательства доводится до представителей компаний.
«АСК НДС-2» синхронизирована с базой данных таможни, что дает возможность пристального контроля за импортно-экспортными операциями. «Сейчас внедряется система «АСК НДС-3», которая интегрирована с банками. Теперь налоговики смогут отслеживать движение денежных средств и товаров фактически в режиме реального времени», — рассказала управляющий партнер ЮК «Туров и Побойкина-Сибирь» Наталья Побойкина.
«Многие плательщики «правильно» реагируют на претензии налоговиков — оценивают свои риски, взаимоотношения в проблемными контрагентами, и в результате уточняют свои налоговые обязательства путем предоставления деклараций с дополнительно начисленными суммами НДС к уплате в бюджет», — говорит Снегирев.
Внедрение электронных сервисов налоговой инспекцией фактически изменяет порядок проведения выездных проверок.
«Теперь сбор основной информации проводится в автоматическом режиме без выезда к налогоплательщику. Скоро в режиме выездной проверки будет осуществляться лишь сбор доказательств о тех фактах, которые уже и без того известны налоговым органам», — уверена Побойкина.
Факт получения необоснованной налоговой выгоды путем махинаций с декларациями в ИФНС называют недобросовестной конкуренцией: одна компания честно платит налоги, вторая на них экономит. Если налогоплательщик упорствует и не подает «уточненки», налоговая проводит предпроверочные мероприятия и рассматривает вопрос о выездных проверках.
Иллюзия сделки
Одна из основных причин налоговых споров последних лет — ситуации, связанные с недобросовестными, по мнению инспекторов ИФНС, контрагентами. Если компания по определенному набору признаков походит на фирму-«однодневку», ИФНС усомнятся в реальности сделки и предлагает налогоплательщику доплатить НДС в бюджет.
Наталья Побойкина рассказывает о типичных признаках подобных «плохих» контрагентов:
«Директора таких компаний были фиктивными, подписывали документы за деньги или вообще компания регистрировалась по утерянному паспорту или даже на осужденного. Эти компании не обладали признаками самостоятельности: не было помещения в собственности или аренде, либо аренда была по адресу массовой регистрации, работал в компании один человек, реальную хоздеятельность компания не вела, не покупала мебель и воду для кулера, не чинила компьютеры. Операции по расчётному счету носили транзитный характер: деньги приходили и в этот же день обналичивались, либо уходили на еще более «серую» компанию. И если налоговики выявляли эти компании в поставщиках, то всё, — налогоплательщик «приплыл»!
По мнению Анны Левенсон, генерального директора «Сибирской Юридической Компании-Аудит», налогоплательщики всегда были «отстающими» в этом вопросе, ведь налоговая проверка проводится через два-три года после хозяйственной операции. «Большинство доначислений, с которыми нам приходилось иметь дело, были в большей степени обоснованными, чем наоборот, причем факт недобросовестности налогоплательщика довольно часто бывает доказан ИФНС. В схеме движения денег и товаров участвуют взаимозависимые лица, «хромает» экономическая обоснованность».
В числе фактов, на основании которых ИФНС может зачислить контрагента вашей компании в сомнительные, является также недостоверность данных о поставщике в ЕГРЮЛ. По данным, предоставленным корреспонденту РБК Новосибирск УФНС по Новосибирской области, по состоянию на 9 октября межрайонной ИФНС № 16 по Новосибирской области внесены записи о недостоверности сведений в отношении 31 244 юридических лиц.
Если друг оказался вдруг
Для любой компании риск, что порядочный поставщик станет «нехорошим», весьма велик. «Такое может быть, если ваш непосредственный контрагент оказался недобросовестным и не заплатил налоги. Или после выполнения работ эта компания была брошена и переоформлена на подставное лицо. Или даже если подобным недобросовестным налогоплательщиком оказался не ваш контрагент, а компания в третьем колене от вас», — говорит директор юридической компании «Финправ» Вадим Бадмаев.
«Был длительный период, когда добросовестные налогоплательщики лишались вычетов только на основании недостоверной подписи на счет-фактуре, — комментирует Левенсон. — Сейчас этого обстоятельства явно недостаточно, чтобы доначислить НДС».
В июле прошлого года была введена статья 54.1 НК, в которой четко указано, что основной целью заключения сделки не должен являться уход от уплаты налогов и сборов; должна быть реальность операций; и налогоплательщик обязан проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.
При этом законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают отчетность и уплачивают налоги. Также оно не устанавливает зависимости между действиями контрагентов и правом на вычет по НДС. Налоговая вправе лишить компанию вычета, если в суд будет предоставлено обоснованное доказательство того, что компания намеренно шла к получению налоговых выгод. Организация, напротив, не обязана доказывать свою невиновность. Однако при камеральной проверке налогоплательщик напрямую заинтересован в том, чтобы доказать «нормальность» сделки и собственную осмотрительность.
Осмотрительность налогоплательщик доказывает предоставлением заверенных контрагентом карточек компании, копий учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ. Реальность сделки доказывается любой совокупностью доказательств, демонстрирующих наличие товародвижения: накладные, документы транспортных компаний, инвентаризационные описи, договоры поставки, буклеты, переписка с покупателями.
— Как правило, реальная хозяйственная операция, даже услуги, оставляют достаточное количество подтверждений. В некоторых случаях факт оказания услуг еще более очевиден, чем поступление товара, он связан с выполнением их конкретными людьми, которых можно опросить, допросить. Услуги часто сопровождаются документацией, отчетами. Доказательства в налоговом споре основываются на всех возможных обстоятельствах, подтверждающих реальность операции, начиная от поиска и выбора контрагента, завершая показаниями участников хозяйственной операции.
— Надо предоставить налоговой максимально детальное описание хозяйственной операции с указанием, кем, при каких обстоятельствах, как и с применением какой техники выполнялись работы. При этом дополнительным доказательством могут быть: выданные на сотрудников или ваших подрядчиков допуски на объект, журналы учета рабочего времени, журналы выполненных работ, документы, подтверждающие технические и человеческие ресурсы для выполнения работ, сопроводительная и исполнительная документация, приказы, служебные записки, письменные пояснения контрагентов. В рамках камеральной проверки налоговая также может самостоятельно направить запросы в адрес ваших контрагентов и пригласить для допроса в качестве свидетелей лиц, ответственных за выполнение работ.