Почему мэрия Новосибирска не хочет реновацию трамваев от Роскосмоса
В мае прошлого года мэр Новосибирска показал обновленный трамвай с пандусом и хорошей системой отопления, который он сам назвал «первенцем». Пусковой образец впоследствии перешел в серийное производство на предприятии «БКМ-Сибирь», которое мэрия создала совместно с белорусским «Белкоммунмашем».
Новые трамваи призваны заменить существующий парк вагонов в Новосибирске. Как отмечал Локоть, электротранспорт требует больших средств, но партнерство с Белоруссией позволило сэкономить деньги.
Новый вагон российского производства стоит 24-25 млн руб., а импортного — 30 млн руб. Для Новосибирска один вагон обошелся в 18 млн руб. В мэрии проанализировали закупки трамваев по другим городам. Например, в Магнитогорске власти покупали вагоны за 20,7 млн руб каждый. В Коломне — за 20,5 млн. руб.
Производство трамваев в «БКМ-Сибирь» основано на поддержанных корпусах из Белоруссии с последующей модернизацией в Новосибирске. Прошлой осенью из бюджета региона на выпуск обновленных вагонов было выделено 100 млн руб. «БКМ-Сибирь» выпустило 12 трамваев. Сотрудничество запланировано продолжить.
Трамвайная реновация от Роскосмоса
В августе прошлого года Анатолий Локоть и вице-премьер правительства региона Владимир Знатков провели переговоры с ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК) о возможности реализации в Новосибирске масштабного обновления трамвайных парков и маршрутов.
«Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова» входит в структуру ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева» (ГКНПЦ им Хруничева»), которое входит в струткуру ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация», которое, в свою очередь, входит в Роскосмос.
Тогда ОРКК реализовывала по всей России пилотные проекты по тотальной трамвайной реновации. Гендиректор корпорации отмечал, что в городском бюджете нет денег для комплексного решения проблемы обновления старых трамвайных линий и подвижного состава. На условиях концессии ОРКК была готова вложить эти средства и реализовать в Новосибирске трамваи из Усть-Катава. Но переговоры, организованные Агентством инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области, не привели к существенному результату.
В мэрии РБК Новосибирск сообщили, что предложение, поступившее от ОРКК в июле 2017 года, не содержит конкретных условий поставки вагонов, а также в документах не указана их стоимость. «Представленное ОАО «ОРКК» в администрацию НСО обращение содержит только общие направления, предлагаемые к реализации», — отмечают в пресс-службе мэрии. Между тем было сказано, что для города это интересно, и в сентябре прошлого года была создана рабочая группа по рассмотрению предложений под руководством заместителя мэра Данияра Сафиуллина.
Между тем в АИР РБК Новосибирск сообщили, что к ним поступало официальное коммерческое предложение от ОРКК о поставках новых трамваев по 22 млн руб. за вагон с гарантией на 18 месяцев. Российско-белорусское предприятие производило трамваи по цене 18 млн руб., но с условием реконструкции и гарантией шесть месяц.
По словам пресс-службы АИР, в созданную рабочую группу представителей Агентства не включили. «АИР считает развитие трамвайного движения в Новосибирске перспективным проектом, способным сделать пассажирский
электротранспорт города современным и комфортным. Проект ОРКК предполагал не только заключение концессионного соглашения, создание частного оператора по управлению системой, но и комплексную модернизацию транспортной системы города или отдельных маршрутов, обновление подвижного состава, строительство инфраструктуры», — оценили предложение в АИР.
Жалоба на конкурс
В начале марта мэрия объявила о новом конкурсе, согласно которому «Горэлектротранспорт» намерен закупить пять трамваев на 90 млн руб. После этого «ГКНПЦ им Хруничева» обратилось в УФАС с жалобой на содержание документации аукциона.
В жалобе говорится, что конкурс проводился с нарушениями — в нем предусматривалась возможность реконструкции вагонов, а по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» победитель конкурса должен предоставить только новый товар.
Также в АО «ГКНПЦ им Н. В. Хруничева» отмечают, что описание деталей четко соответствует конкретному вагону конкретного производителя. «Согласно проведённому анализу моделей вагонов различных производителей трамвайных вагонов, техническое задание максимально приближено к трамвайному вагону производства АО «Штадлер-Минск» — трамвай модели 62103», — сказано в заявлении.
Истец посчитал, что аукционная документация умышленно предусматривает условия, направленные на ограничение количества участников по поставке и устранение конкуренции. В связи с этим, по его мнению, нарушается федеральный закон о защите конкуренции.
В УФАС удовлетворили жалобу. Ведомство выдало предписание внести изменения в аукционную документацию и продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Конкурентная борьба
На встрече с журналистами 22 марта Анатолий Локоть заявил, что Усть-Катавский завод «душит» производство совместного российско-белорусского предприятия. «Я иного термина не нахожу. Цены на вагоны совершенно разные, — отметил мэр, отметив, что вагоны из Усть-Катава намного дороже. — И если завод говорит, что сегодня готов поступится ценой, то есть еще и затраты на эксплуатацию. Не надо забывать, что эти новые вагоны тянут за собой технологическое обслуживание и комплектацию. Благодаря нашему производству мы имеем загруженность нескольких новосибирских предприятий, а нам предлагают эту цепочку уничтожить».
Локоть подчеркнул, что происходящее является конкурентной борьбой с применением федеральных надзорных органов. «Мы намерены отстаивать свое производство», — заявил градоначальник.
РБК Новосибирск направил в ОРКК запрос на официальный комментарий, но оперативно получить ответ не удалось.