По словам специалиста, строго соблюдая технологии сжигания мусора, можно сделать процесс полностью безопасным. Самый безвредный способ сжигания достигается при температурах свыше 850°С с недостатком кислорода и дожиганием отходящих газов при температуре свыше 1000°С.
Экологи утверждают, что сжигание мусора в колосниковой печи устарело.
(Фото: aviaumora.ru)
«При таких высоких температурах все органические соединения распадаются на углекислый газ и воду. Высокотоксичные соединения как фураны и диоксины при таких температурах вообще не образуются. Есть такое выражение «всеочищающий огонь», оно очень хорошо применимо именно к такому способу переработки отходов», — сказал гендиректор.
Где строить заводы
Федоров отметил, что на данный момент, Новосибирская область нуждается в строительстве 10-12 мусоросжигательных заводов. На конференции он сообщил, что в качестве потенциальных площадок для строительства мусоросжигательных заводов можно использовать старые котельные в малых городах.
В то же время кандидат химических наук, директор компании «Огневая технология» Геннадий Багрянцев сообщил, что в Новосибирске предлагается построить 5 заводов: на территории котельной Калининского района, ТЭЦ-5, Котельной № 2, ТЭЦ-3, на территории котельной в Кировском районе. По словам ученого, общая производительность всех заводов будет составлять 750-800 тыс. тонн/год. Багрянцев указал, что в общей сумме проект обойдется в 6,5 млрд руб.
«Это потенциальные площадки с проработкой санитарно-защитной зоны. По Советскому району проект разрабатывал проектный институт. Такое количество заводов поможет городу полностью избавиться от отходов», — заявил ученый.
Москву накрывает дымом
Роман Пукалов, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», считает, что основная проблема мусоросжигательных заводов в РФ связана с тем, что зачастую в России используют устаревшие технологии, признанные в Европе экологически неприемлемыми.
«Есть большая опасность в том, что оборудование с европейских заводов, закрытых по экологическим причинам, в частности, из-за низкой температуры сжигания, сейчас под видом новых технологий будет поставлять в Россию», — отметил Пукалов.
После закрытия свалки в Балашихе отходы повезли на мусоросжигательный завод № 4. В результате этого восток Москвы периодически накрывает ядовитым дымом
(Фото: aviaumora.ru)
Как и Федоров, Пукалов считает, что при температурах от 820 до 850°С загрязняющие вещества, содержащиеся в мусоре, не распадаются. По его словам, при такой температуре во время сжигания мусора образуются хлорорганические соединения.
«Гарантией полного разложения и выброса в атмосферу веществ, безопасных для человека, это 1000-1100°С. Мусоросжигательные заводы, которые компания Hitachi собралась строить в Подмосковье, не соответствуют этим температурным нормам», — отметил Пукалов.
При этом он подчеркнул, что подобные требования делают оборудование более дорогим. Специалист напомнил, что недавно в Балашихе закрыли «Кучинский» мусорный полигон. Отходы с закрытой свалки направились на мусоросжигательный завод № 4. Это в три раза повысило нагрузку на предприятие. «Без нормальной сортировки не удастся добиться высокой температуры сгорания. Это приводит к тому, что в трубы вылетают зловонные вещества. Восток Москвы примерно раз в две недели накрывает дымом с высоким процентом ПДК по загрязняющим веществам, — объяснил Пукалов.
Однако активисты природоохранной организации «Гринпис» уверяют, что даже эти меры не являются полноценными. «Власти любят заявлять о строительстве мусоросжигательных комплексов. Это позволяет очистить город от мусорных куч. На самом деле от куч мусоросжигательные заводы город не очистят: на смену мусору придут зола и шлак. Это тоже кучи, только более токсичные», — считает координатор токсической программы Гринпис Алексей Киселев.
Ранее РБК Новосибирск беседовал с заместителем председателя партии «Яблоко» Николаем Рыбаковым. Он, как и Киселев, утверждал, что мусоросжигание — опасная, вредная и неэффективная технология. «В Европе сжигают только мусор, не подлежащий переработке. У нас сжигают все. В Европе на заводах стоят фильтры, стоимость которых до 80% от стоимости завода», — говорил Рыбаков, отмечая, что у нас такие фильтры либо не поставят, либо не будут менять по истечению срока годности.