Как опознать фейковые сайты интернет-магазинов и маркетплейсов, — эксперт
В «Черную пятницу-2021» сумма онлайн продаж в России превысила 85,7 млрд руб., констатируют в Ассоциации компаний интернет-торговли. В этом году в акции, по оценкам АКИТ, примут участие более 60 млн человек и 173 онлайн-магазина. Самые высокие скидки предлагают маркетплейсы.
25 ноября считается экватором акции, — скидки продолжатся на выходных. По данным платежного агрегатора IntellectMoney, за первые часы «Черной пятницы» общий оборот интернет-магазинов увеличился на 28%, число заказов — в полтора раза. Средний чек одной покупки составил 4,2 тыс. руб.
Старший эксперт по расследованию фрод-инцидентов МегаФона Борис Лопатин отмечает, что в сезон распродаж в сети появляется множество фишинговых сайтов, которые выдают себя за интернет-магазины известных брендов. Злоумышленники дотошно копируют внешний облик сайта, чтобы посетитель, зашедший на сайт, не смог заподозрить подделку.
«Интернет-мошенники часто активизируются в период крупных распродаж, эту тенденцию наблюдаем несколько лет подряд, — продолжает представитель Мегафона. — Злоумышленники создают поддельные интернет-магазины известных брендов и прикладывают немало усилий для их продвижения. Поэтому ссылки на такие сайты могут показываться в поисковой выдаче на первой странице».
На такие сайты посетители часто попадают через рекламные баннеры в социальных сетях, приложениях или мобильных играх. Лопатин советует устанавливать официальные приложения магазинов и маркетплейсов, а при использовании web-версий интернет-магазинов и маркетплейсов заходить в них с ранее сохраненных закладок.
Эксперты Сибирского ГУ Центробанка приводят пример еще одной популярной схемы мошенничества. Человеку приходит СМС или сообщение в месенджере о том, что он получил огромную скидку и ему надо «зарезервировать товар» или «получить дополнительную скидку», перейдя по ссылке. В большинстве случаев человек попадает на фишинговый сайт.
«Если предложение приходит от популярного магазина, лучше самостоятельно зайти на его официальный сайт и перепроверить информацию», — советуют в Центробанке.
Также эксперты рекомендуют завести отдельную карту для покупок в Интернете и переводить туда нужную сумму непосредственно перед покупкой.
Советы от Бориса Лопатина, старшего эксперта по расследованию фрод-инцидентов Мегафона:
- Установите антивирусом и функцией антифишинга и регулярно его обновляйте
- Проверяйте название сайта в адресной строке, буквально до каждой буквы
- Обращайте внимание на синюю «галочку», знак официальной страницы.
- Не пренебрегайте предупреждениями в браузере и если оператор показывает пользователю «заглушку»- предупреждение о рисках, не стоит переходить по ссылке
- Проверяйте SMS с кодом, что нем указан тот магазин, на сайте которого вы находитесь.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте