Идеальный шторм: почему Новосибирску 25 лет не хватало денег на теплосети
О недостаточности инвестиций в городские теплосети говорят как минимум последние 20 лет. Например, в Генплане 2007 года указано, что анализ существующего положения выявил высокую степень износа тепловых сетей, значительная часть которых «давно исчерпала свой ресурс», что оказывает «негативное влияние на надежность теплоснабжения города».
При этом в середине нулевых чиновники делали акцент именно на состоянии муниципальных, внутриквартальных сетей.
Так, в паспорте утвержденной в 2007 году Владимиром Городецким инвестиционной программы «Новосибирскгортеплоэнерго» (НГТЭ) «Развитие теплосетевого хозяйства города Новосибирска» на 2008 — 2011 годы основными проблемами признаны значительный износ внутриквартальных сетей и оборудования центральных тепловых пунктов.
Почему всегда не хватало средств на ремонт теплосетей
Традиционно в Новосибирске большая протяженность магистральных теплосетей была в ведении НГТЭ (будущий «Сибэко»), а квартальными теплосетями заведовала МУП «Энергия».
До 2016 года процент износа квартальных сетей был примерно в полтора раза выше, чем магистральных — 60-63% против 46-48%. При этом НГТЭ проводила модернизацию теплосетей за счет средств, заложенных в тарифе (около 9%), а МУП «Энергия» — в том объеме, который получала за аренду теплосетей от НГТЭ, но их, судя по цитатам мэров, всегда было недостаточно.
Как показывает статистика мэрии, сумма средств, которую в среднем в 2014-2018 годах тратили на перекладку в МУП «Энергия» практически вдвое превышала затраты на ремонт сетей в НГТЭ: 493 млн руб. против 248 млн руб., при этом большинство этих средств уходило на перекладку «кварталки».
«С конца нулевых перекладка магистральных сетей практически завершилась: НГТЭ делали несущественные вложения, но это были другие мероприятия — замена изоляции, точечные решения назревших проблем, комментирует историю директор «СГК-Новосибирск» Дмитрий Перязев, экс-руководитель департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии Новосибирска. — В результате за тот период недоремонта и возникла ситуация с сетями, накопились проблемы. Город быстро строился в 60-80 годы, а средний срок службы трубы у нас около 30 лет. Когда мы говорим, что идет рост аварийности, и сравниваем текущие показатели с нулевыми и десятыми годами, но тогда и трубопроводы были значительно моложе».
Особенно скромными по объемам вложений стали предпродажные для НГТЭ (тогда уже «Сибэко») 2017 и 2018 годы, когда финансовые затраты на ремонт и перекладку сетей составляли всего 167 млн руб. и 38 млн руб. соответственно (для сравнения в прошлом году — 2,8 млрд руб).
«С 2009 года компания «Сибэко» была выставлена на продажу, и собственникам бизнеса было выгоднее показать прибыль, чем делать длинные инвестиции, — поясняет независимый аналитик рынка энергетики и экс-топ-менеджер энергетической компании Сергей Бухаров. — Полагаю, в целом ситуация развивалась в русле «пока гром не грянет. Еще одна причина в том, что при тарифном регулировании статью затрат на ремонт теплосетей часто используют как регулировочную, если не укладываются в бюджет, расходы снимали именно с ремонтов».
«Гром» загремел в 2018, тогда в департаменте энергетики и ЖКХ города зафиксировали рост числа дефектов. «Основная причина такого роста повреждений — снижение в 2016-2018 годах перекладки магистральных тепловых сетей прошлым собственником магистральных тепловых сетей — акционерным обществом «Сибэко», — указывалось в отчете департамента энергетики и ЖКХ за год.
С 2004 по 2013 годы по расчетам РБК Новосибирск на основании данных из документов мэрии, протяженность тепловых магистральных сетей сети старше 25 лет выросла на 28% (35 км), а сроком от 15 до 25 лет — на 80% (39 км). С 2014 до 2024 года протяженность «старых» (от 25 и старше) теплосетей выросла на 225% и 370 км.
Поиск средств на сети
Свою обеспокоенность недостатком средств для перекладки старых теплосетей власти города и региона высказывали на протяжении последних 25 лет регулярно.
В эпоху мэрства Анатолия Локтя несколько лет работала программа, которую называли «200х200», когда кроме финансирования из тарифа выделялось по 100 млн руб. из бюджета города и области, но эти средства также не могли исправить ситуацию, — теплосетям требовались миллиарды.
Федеральные программы по предоставлению финансирования на масштабную реконструкцию теплосетей малочисленны. «Доля бюджетных средств на модернизацию инфраструктуры растет, но большая их часть направляется в сферу водоснабжения и водоотведения, где добиться окупаемости крупных проектов без внушительного цен для потребителей сложнее. В теплоснабжении выделение бюджетных средств целесообразно скорее для малых населенных пунктов», — рассказал Илья Долматов, директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, член Общественного совета при ФАС России.
К тому же, как пояснял Сергей Бухаров, чтобы подать заявку в такую программу, необходимо разработать проектно-сметную документацию. При протяженности теплотрасс города в 2,7 тыс. км разработка ПСД — это многомиллионные суммы из бюджета и длительный срок разработки, а при отсутствии внятных перспектив вступать в такие проекты нецелесообразно.
В такой ситуации поиск инвестора стал практически единственным вариантом для решения проблемы с сетями. По словам Владимира Городецкого в роли мэра, заключение масштабной концессии на теплосети с объемом инвестиций в 6 млрд руб. обсуждалось в Новосибирске еще в 2011 году, но решение так и не было принято. О поиске инвестора говорил и экс-губернатор Юрченко, и мэр Локоть.
Одной из причин неудачи в поиске инвесторов — тарифное регулирование отрасли. При действовавшей системе «затраты плюс» для инвесторов не было смысла вкладываться в инфраструктуру, так как возврат вложенных средств мог и не состояться. «Работающий на сегодня механизм привлечения инвестиций в модернизацию систем теплоснабжения — ценовые зоны теплоснабжения», — говорит Долматов.
Проблема с тарифом
Второй сложностью стала назревшая проблема с размером тарифа на тепло, который в Новосибирске в течение многих лет был самым низким среди городов-миллионников, что вызывало гордость политиков. «За 2014-2019 год инфляция обогнала тариф вдвое, — констатирует Сергей Бухаров. — То есть заложенные в тариф суммы на ремонт почти не изменялись и с учетом инфляции физические объемы ремонтов уменьшались год за годом».
Высокий износ коммунальной инфраструктуры безусловно связан с долговременной политикой сдерживания цен на ЖКХ, говорит Илья Долматов. «В ситуации высокого износа основных средств установление тарифов, не учитывающих потребности в опережающих темпах обновления инфраструктуры приводит к росту аварийности», — полагает эксперт, отмечая что при повышенных «климатических нагрузках» этот рост особенно проявляется на магистральных сетях, и именно такие крупные аварии усиливают общественный резонанс.
«В итоге в Новосибирске сложилось воедино несколько факторов, обрушивших систему до «громких» аварий на левобережье в начале 2024 года — плохая геология, сильное недофинансирование и самый низкий тариф, — это идеальный шторм», — заключает Бухаров.
Политика и 20 млрд рублей
Вопрос теплоэнергетики в Новосибирске давно политизирован, отмечает Бухаров. Эксперт полагает, многочисленные митинги и «тарифные войны» способствовали затягиванию перехода города в ценовую зону в Новосибирске. «Искусственное нагнетание ситуации идет и сейчас, это видно по бездоказательным аргументам в инфополе без попыток вникнуть в ситуацию. Полагаю, на это влияет приближение выборного 2025 года», — говорит эксперт.
Одной из ярких идей по вовлечению крупных суммы в теплоэнергетику города высказывал политик, депутат Госдумы Александр Аксененко, который пытался вернуть в регион «в том или ином объеме» арестованные у Михаила Абызова средства, которые в свое время были выведены из «Новосибирскэнерго».
В 1998 году Михаил Абызов был назначен зампредседателя совета директоров ОАО «Новосибирскэнерго» и вошёл в правление РАО «ЕЭС». По данным Следкома, путем обмана акционеров ОАО «Сибирская энергетическая компания» и ОАО «Региональные электрические сети», Абызов совершил хищение денежных средств данных компаний в размере 4 млрд рублей. Похищенные деньги в полном объеме выведены за рубеж.
На запрос РБК Новосибирск в пресс-службе Аксененко предоставили ответ, подписанный министром финансов Антоном Силуановым, в котором указано, что конфискованные денежные средства по закону подлежат зачислению в бюджет Соцфонда и на другие цели расходовать их «не представляется возможным».
«Прорабский» Новосибирск и контроль концессий
Новосибирск перешел в ценовую зону три года назад.
«Если посмотреть на величину индикативной цены, так называемой цены «альткотельной», то в 2024 году для жителей Новосибирска это 3,7 тыс. руб./Гкал. При этом цена для потребителей сейчас чуть более 1,75 тыс. руб./Гкал, то есть около половины. Но даже при таком уровне цены отрадно отметить, что среднегодовые инвестиции за 2022-2023 гг. превышают среднегодовые объемы инвестиций за предшествующие пять лет», — отмечает Илья Долматов.
В 2022 году объемы замены теплосетей в Новосибирске с учетом модернизации, строительства, капитального и текущего ремонта составили в контуре теплоснабжения СГК 47,5 км, в 2023 году — 56,1 км, а в 2024 — уже 75. В том числе комплексная замена — 9, 19 и 30 км соответственно.
Энергетики говорят о практически двойном объеме работ на теплосетях Новосибирска в текущем году и рекордных объемах внутритрубной диагностики, что создало напряженность в городе из-за перерытых дорог, «прорабского» лета и отключенного тепла. Работы продолжались до начала зимы, часть благоустройства будет завершена только в следующем году.
В этом году объем ремонтов оказался настолько большим, что к нему оказались не готовы организационно, не нашлось требуемого количества подрядчиков, указывает Бухаров.
«Сейчас, на мой взгляд, и потребители, и общественность могут сделать только одно — не мешать ремонтам, при этом «не мешать» — не означает не требовать от НТСК надлежащего исполнения обязательств и потерять право требовать компенсацию за несоблюдение параметров теплоснабжения». Одна из ключевых проблем, фиксировалась аудиторами региональной Контрольно-счетной палаты, отсутствие действенного механизма контроля со стороны мэрии за исполнением концессионером своих инвестиционных обязательств.
При этом все проблемы Новосибирска с сетями действующие концессии решить не могут. Основной объем средств, «зашитых» в концессии с муниципалитетом по сути на ремонт внутриквартальных сетей, будет израсходован в следующем году.
«Мы сейчас набираем обороты с теми просрочками, которые были в прошлые годы. Если мы выйдем в следующем году на план, из 4,8 миллиарда рублей без НДСа, мы съедим уже больше 3 миллиардов. — сказал в декабре глава СГК Новосибирск Дмитрий Перязев в Горсовете. — У нас на последующие 7 лет останется 1,7 миллиарда рублей. Это чуть больше 200 миллионов в год. Городу нужно искать источник для замены внутриквартальных сетей, именно муниципального имущества».
При этом мэрия заинтересована в расширении фронта работы с СГК. Так, 4 декабря на сессии горсовета начальник департамента ЖКХ и энергетики мэрии Дмитрий Зайков сообщил, что МУП «Энергия», которая сохранила на балансе часть теплосетей, заинтересована в их передаче в пользование НТСК и по этому вопросу уже создана рабочая группа. «Эти сети всегда приносили только убыток, поэтому вопрос сложный, но он прорабатывается», — сказал чиновник.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте