Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Новосибирск
В мэрии Новосибирска назвали срок ограничения движения на ул. Станционной Новосибирск, 06:45  Россия проиграла Канаде в финале юниорского ЧМ Спорт, 06:32 Какие космические явления и объекты можно увидеть с территории России РБК и ПСБ, 06:27 Французские рыбаки сняли блокаду с британского острова Джерси Общество, 06:16 Командование ВС США оценило сроки вывода войск из Афганистана Политика, 05:47 Траты россиян на фастфуд выросли почти на четверть Общество, 05:40 Лесной пожар в Омской области уничтожил 25 строений Общество, 05:27 При проверке ТЦ Новосибирска выявлены нарушения масочного режима Новосибирск, 05:13  Блинкен назвал свою поездку на Украину продуктивной Политика, 05:10 Налоговая перечислила отрасли с наибольшим ростом отчислений в бюджет Новосибирск, 04:59  Суд в Новосибирске вынес приговор экс-полицейскому за мошенничество Новосибирск, 04:56  Тиньков вспомнил Манделу и камеру-одиночку, рассказывая о лечении от рака Бизнес, 04:54 Грабители взяли заложников в одном из банков Миннесоты Общество, 04:42 В США водитель после драки въехал в толпу пешеходов Общество, 04:26
Новосибирск ,  
0 

Выгодно ли покупать электромобиль в Новосибирске: экономика и заправки

Рост числа электромобилей в Новосибирске выгоден городу. РБК Новосибирск разбирался в экономике вопроса и оценивал перспективу роста инфраструктуры для электрокаров
Фото: НГСК
Фото: НГСК

По данным аналитического агентства «Автостат», на начало 2021 года в России зарегистрировано более 10 тыс. электромобилей. За год рост составил 71%. Из этого числа 83% всех электромобилей в стране приходится на Nissan Leaf. При этом не менее 60% зарегистрировано на Дальнем Востоке и в Сибири.

Рост интереса к электромобилям отчасти объясняется отменой таможенных пошлин на ввоз электромобилей на территории Евразийского экономического союза, которая была произведена в 2020 году.

Новосибирская область входит в пятерку регионов по числу электрокаров. В регионе более 250 автомобилей, работающих от электропитания. Большая часть — это подержанные Nissan Leaf. Второй в тройке популярных электромобилей — Nissan NV200, третья позиция у Mitsubishi i-MiEV.

Влияние на экологию

Выхлопные газы — основной источник загрязнения в Новосибирске. Об этом недавно говорил замминистра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Юрий Марченко. По его словам на выхлопные газы от автомобилей приходится более 55% от общего объема вредных выбросов.

Как рассказал эколог Евгений Книжник, переход на электромобили положительно скажется на состоянии атмосферы Новосибирска, даже если из-за этого увеличится выработка электричества на электростанциях.

«В приземных слоях атмосферы до 20-30 м перемешивание воздуха происходит значительно хуже, мы дышим выхлопами автомобилей и выбросами маленьких котельных. Трубы ТЭЦ находятся на более высоком уровне, чем выхлоп автомобилей. Если бы каким-то чудесным образом все автомобили в городе были бы электрическими, то это отразилось на экологии города в лучшую сторону», — пояснил эколог.

Экономика электрокара

Постепенный рост спроса на электромобили является закономерной тенденцией, считает руководитель группы аналитики Авито Авто Марат Миннекаев, учитывая, что использование автомобиля с электрическим двигателем дешевле, чем с ДВС — в том числе и за счет более низкой стоимости техобслуживания.

В электромобиле намного меньше узлов, чем у авто с двигателем внутреннего сгорания, — можно существенно экономить на техническом обслуживании. По отзывам некоторых владельцев, для полной 100% подзарядки батарей электромобиля Nissan Leaf на каждые 100 км необходимо 10,5 кВт*ч. Одна зарядка обходится примерно в 35 рублей. Этого хватает почти на 150 километров. (Такова стоимость, если заряжать от домашней сети) При этом, если средний расход автомобиля с двигателем внутреннего сгорания составляет 8 л на 100 км, то при цене бензина Аи-92 на уровне 42,8 руб. за литр за то же расстояние придется отдать почти 600 руб.

При пользовании электрозаправочной станцией (ЭЗС) в общественных местах стоимость киловатта зависит от установленного продавцом тарифа. Кроме того, в некоторых городах зарядить автомобиль можно бесплатно, воспользовавшись заправившись на станции в общественных местах. Так, в Москве, Санкт-Петербурге Россети не взимают плату за то, чтобы зарядить электромобиль на станции. В Новосибирске на ЭЗС на ул. Орджоникидзе 1 кВт стоит 15 руб. При покупке абонемента на 200 кВт — 7,95 руб/кВт. За 1990 руб. действует безлимитный доступ на месяц.

«При этом в абсолютных цифрах сохраняется огромный разрыв в продажах электрокаров и традиционных бензиновых автомобилей. На сегодняшний день в России отсутствуют механизмы господдержки для покупателей электромобилей, которые могли бы поспособствовать росту продаж», — отмечает Миннекаев.

Более чем в 15 регионах России приняты налоговые льготы для электромобилей: ставку транспортного налога снижают на 50 или 100%. В число таких регионов входит Московская область, Санкт-Петербург, Калужская, Липецкая, Курская, Иркутская область. В Башкирии владельцев электрокаров хотят освободить от платы за парковки, в Вологде кроме льгот для собственников машин рассматривают введение льгот по земельному налогу для дилеров, продающих электромобили. В Новосибирской области пока таких льгот нет.

«Подстегнуть спрос на электрокары также может и развитие инфраструктуры, а именно — появление достаточного количества зарядных станций в крупных городах», — уверен Миннекаев.

Инфраструктура для электрокаров в Новосибирске

Для развития рынка электромобилей и комфортного их обслуживания необходимо создавать зарядную инфраструктуру в регионе силами специализированных организаций, имеющих опыт реализации сложных проектов.

Как рассказали в МинЖКХ и энергетики региона, развитие сети электрозаправочных станций требует участия органов власти, так как при установке станции предприниматели сталкиваются с различными сложностями, связанными с насыщенной инженерной инфраструктурой городской среды, пересечением существующих коммуникаций, согласованиями прохождения трассы, выделением доступной точки подключения и мощности.

«Перспективная задача — насытить не только Новосибирск, но и основные транспортные маршруты нашего региона инфраструктурой для обслуживания и зарядки электромобилей. Мы рассматриваем эту инфраструктуру как важный элемент комфортной городской среды и «Умного города». Станции создают важнейшее условие для развития в регионе экологически чистых видов транспорта», — подчеркнул министр ЖКХ и энергетики Денис Архипов.

В Новосибирской области сейчас действует 28 электрозаправочных станций (ЭЗС). По одной станции установлено в Бердске, Искитиме и Болотном (на трассе Р-255 «Новосибирск-Томск-Кемерово»).

В Новосибирске находится 25 станций, в том числе восемь станций постоянного тока мощностью 24 кВт /ч для быстрой зарядки и 17 станций переменного тока мощностью 22 кВт/ч. ЭЗС расположены в ТЦ «Галерея», на заправочных станциях «Топлайн» и «Энергия», а также рядом с пиццериями «Папа Джонс». Также станции ставят в некоторых жилых комплексах, например, в феврале такую поставили в ЖК Red Fox.

Каждая станция мощностью 22-24 кВт способна заряжать два автомобиля одновременно. Учитывая, что в среднем один автомобиль заряжается на станции 35 минут, то максимальная мощность станции — 40 автомобилей в сутки.

В планах в 2021 году установить еще семь станций в Новосибирске и на наиболее востребованных маршрутах области — в сторону Алтайского края, Томска, Кемерово, Омска. Также планируют создать центр развития и поддержки отечественных производителей ЭЗС. Партнером по установке электрозаправочных станций выступает ООО «Новосибирская городская сетевая компания» (ООО «НГСК»). Специализированная компания занимается монтажом и обслуживанием ЭЗС в Новосибирской области.

По словам заместителя директора «НГСК» Тиграна Апресяна, в настоящее время появился тренд на установку ЭЗС непосредственно в жилых комплексах города.

«Сейчас в планах есть несколько предложений от застройщиков по установке станций в строящихся жилых массивах. В принципе, если жители, управляющая компания или застройщик имеет потребность в установке электрозаправочной станции, мы готовы это сделать практически на любом объекте. Наш опыт позволяет предложить оригинальные решения практически для любых проектов и обеспечить сервисное обслуживание вне зависимости от погодных условий», — говорит заместитель директора «НГСК».

На данном этапе, по мнению замглавы компании, наличие в жилом комплексе ЭЗС будет покрывать не столько спрос, сколько повышать рейтинг самого ЖК в глазах покупателей.

«Если говорить о жилье бизнес- или элит-класса, то люди с таким достатком могут позволить себе покупку Tesla, Jaguar или других вариантов. Но с другой стороны, они этого не делают, потому что они не видят инфраструктуры, которая позволит им комфортно ездить по городу», — отметил он.

Кроме того, избавление дворов от выхлопных газов регулярно прогревающихся и работающих автомобилей решает и экологический вопрос, так как бензапирен, который выделяется при сгорании топлива, является канцерогеном.

Но, как заметил директор по управлению проектами и инвестициями ГК «Елка-девелопмент», полномочный региональный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов Максим Марков, пока в Новосибирске не такое количество автомобилей, чтобы наличие электрозаправочной станции было серьезно востребовано у покупателей. Для многих жилых комплексов, где ЭЗС запланированы — это хорошее дополнение, работа на перспективу.

«Если комплекс с претензией на бизнес-класс, то такая ЭЗС, как правило, предусматривается в планах застройщика. Более того, сервис по установке заправок уже есть в Новосибирске, и любые жилые комплексы, в том числе существующие, могут разместить на своей территории электрозаправочную станцию. Это уже не какой-то эксклюзив, а требование к жилью повышенной комфортности», — сообщил эксперт.

Нюансы установки станции

Как рассказал инженер-инспектор компании «НГСК» Алексей Романов, одной из отличительных особенностей установки электрозаправочной станции в холодном сибирском климате является выбор материалов для кабеля и заправочного пистолета. Важно, чтобы они на морозе сохраняли пластичность и гарантировали целостность элементов и безопасность при заправке.

По словам инженера, подобную станцию можно установить в любом месте. Самое важное — это подвод электропитания. Мощность заправки от 5 кВт до 22 кВт. При наличии свободных мощностей — проблем не возникает. Но если в здании уже все мощности распределены, то монтируется выделенный кабель, который ведут от электрощитовой дома.

«Перед установкой проводится осмотр, определяется место расположения станции и путь подвода электропитания. Сам монтаж занимает всего один день. При этом стоимость одной станции на переменном токе составляет примерно от 100 до 300 тыс. руб., на постоянном токе — от 500 тыс. руб. Разница заключается только в быстроте зарядки», — пояснил Романов.

Перспективы

Для того чтобы владельцу электрокара было комфортно перемещаться по Новосибирску, необходимо наличие двух станций: около работы и рядом с домом. «Но если мы говорим о том, что электрокары в скором будущем станут неотъемлемой частью жизни и их будет тысячи, то и число заправок должно быть соразмерно с количеством электромобилей», — считает Тигран Апресян.

Один из критериев развития сети ЭЗС — поддержка со стороны власти. Важность этого критерия подчеркивал в интервью РБК руководитель бизнеса «Электрооборудование» компании ABB в России Александр Прудников: «Госпрограммы должны быть направлены и на финансирование инфраструктуры, и на конечного потребителя: налоговые вычеты, специальные ставки НДС при покупке электромобилей, специальное льготное кредитование. Например, в Норвегии, где электромобили активно применяются в такси, каршеринге, коммунальных и курьерских службах, востребована господдержка через инструменты лизинга».

Также эксперт отмечает несовершенство нормативной базы. «Нужно прямо разрешить установку зарядной инфраструктуры на подземных паркингах, при необходимости доработать нормативную базу в части дымоудаления, вентиляции, — констатирует Прудников. — Пока мы движемся очень медленно: за пять-семь лет существования электромобилей в России пожарные нормы допустили только размещение электромобилей и зарядных станций на наземных стоянках открытого типа у зданий I и II типа огнестойкости. А ведь именно доступность «медленной» зарядки в ночное время — зачастую решающий аргумент «за» для приобретения электромобиля».

В середине февраля Audi представила электрический суперседан e-tron GT, который называется конкурентом Tesla Model S, Jeep опубликовала тизер электрической версии внедорожника Wrangler под названием The Road Ahead. KIA планирует к 2026 году укрепить линейку электрокаров 11 новыми моделями.

В России также анонсируются планы на ближайшие годы по массовому выпуску доступных электрокаров.

В конце 2020 года в Адыгее стартовали дорожные испытания компактного электрокара Ардерия ТС2, машины будет эксплуатировать местная патрульно-постовая служба.

В Тольятти в 2021 году в линию должен пойти электроавтомобиль Zetta, ориентировочной стоимостью в 450 тыс. руб. в минимальной комплектации. Платформа позволяет изготовить целый ряд машин, включая родстер, грузовичок, пикап и коммунальную технику.

В ноябре прошлого года российская компания Monarch объявила о завершении разработки премиального одноименного электрокара. Прием заявок на «именные» модели первой партии идет, цены стартуют от 58 000$ США.

В декабре состоялась презентация первого российского электрического смарт-кроссовера «КАМА-1». Он разработан в Инжиниринговом центре CompMechLab на базе Санкт-Петербургского политехнического университета. Индустриальный партнер — проекта — ПАО «КАМАЗ». По данным РИА Новости, в серии такой четырехместный электрокар-кроссовер будет стоить около 1,2 млн рублей.

Осенью ГАЗ представил первые коммерческие электромобили российского производства. Завод планирует выпускать полную линейку LCV на базе единой электроплатформы. Запас хода на одной зарядке в базовой комплектации составляет 120 км и может быть увеличен до 200 км за счет установки дополнительных батарей.