Большая часть лесов юго-запада Новосибирской области поражена шелкопрядом
Значительная часть лесов в юго-западной части региона страдает от нашествия вредителя — непарного шелкопряда. Об этом РБК Новосибирск сообщили в Институте систематики и экологии животных СО РАН после ознакомления с ответом регионального министерства природы, подготовленного по запросу редакции.
В Минприроды Новосибирской области сообщили, что в 2022 году очаги непарного шелкопряда на территории Барабинского, Венгеровского, Доволенского, Здвинского, Карасукского, Каргатского, Краснозерского, Куйбышевского, Купинского, Ордынского, Татарского, Убинского, Чановского и Чулымского районов выявили на площади 178,38 тыс. га, из которых обработать нужно 127,35 тыс. га.
«Цифра, превышающая 100 тыс. га — это очень серьезный показатель, особенно для лесостепной зоны Новосибирской области, где в основном наблюдаются очаги, так как площадь облесения в этих районах очень низкая. Это означает, что значительная часть лесов в юго-западных районах Новосибирской области поражена шелкопрядом», — рассказал РБК Новосибирск директор Института, профессор Виктор Глупов.
Он добавил, что пространственно-временная динамика очагов шелкопряда в Новосибирской области проявляется с периодичностью раз в 11 лет. В это период очаги размножения смещаются с юго-востока на северо-запад региона.
Опасен ли шелкопряд
Непарный шелкопряд поражает, в основном, для лиственных лесов — березняков и осинников, — преобладающих в юго-западной части Новосибирской области.
«С точки зрения потери больших насаждений очаги непарного шелкопряда прямой опасности Новосибирской области не несут. Березняки, которые он поражает в регионе, обладает высокой степенью сопротивления насекомым, поэтому уже в середине лета происходит повторное отрастание листвы», — сказал руководитель лаборатории экологической физиологии Института систематики и экологии животных СО РАН Вячеслав Мартемьянов.
Тем не менее, добавил глава лаборатории, нельзя сказать о том, что вредитель совершенно не оказывает негативного воздействия на насаждения в регионе. Так, часть сезона поврежденное дерево не фотосинтезирует, в год повреждения уменьшается прирост древесины. Кроме того, массовое объедание листьев происходит в наиболее жаркий сезон, что приводит к инсоляции в объеденных лесах и выжигании нижнего яруса. Такой участок леса становится более пожароопасным в сравнении с необъеденным.
Борьба с шелкопрядом
В качестве инсектицидов (химических веществ, которые применяются для уничтожения вредных насекомых) рекомендуется применять препараты, сделанные на основе бактерия Bacillus thuringiensis. Обработка лесов происходит с помощь распыления биологических пестицидов наземным способом аэрозольными генераторами, которые устанавливают на машинах повышенной проходимости.
По словам Глупова, существующие методы борьбы с шелкопрядом — уничтожение его очагов — ресурсоемкий процесс, являющийся вынужденной мерой, так как ничего более эффективного пока не придумано.
«Его можно сравнить с тушением пожара. Альтернатива — система мероприятий по его предотвращению. В лесной сфере — это заблаговременное выявление разрастающихся очагов и регулирование численности в этих резерватах на значительно меньших площадях. Выявление этих резерватов с помощью спутниковых наблюдений — нетривиальная задача даже для ученых. В настоящее время при поддержке Российского научного фонда мы пытаемся разработать такие подходы и есть ожидание успеха. Но для этого нужно время», — резюмировал Глупов.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте