Перейти к основному контенту
Метро в Новосибирске ,  
0 

Как в Новосибирске пропало оборудование для строительства метро

Контрольно-счетная палата (КСП) Новосибирска при проверке МУП «УЗСПТС» выявила пропажу двух горнопроходческих щитов, с помощью которых прокладывали тоннели новосибирского метро
Фото: РБК Новосибирск
Фото: РБК Новосибирск

В ходе проверки работы МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (УЗСПТС) за 2015-16 гг. КСП выявила нарушения, связанные с горнопроходческими комплексами (щитами) КМ-43 и ЩН-1С.

В 2008 году «УЗСПТС» заключило договор с ООО «Метрополис» (дочерняя компания ЗАО «Новосибметропроект») на ремонт щита ЩН-1С, стоимостью в 16,4 млн руб. «Работы были выполнены. Щит был передан заказчику в работоспособном состоянии в 2008 году», — рассказал директор ЗАО «Новосибметропроект» Григорий Мельник.

ЩН-1С на строительстве московского метро
ЩН-1С на строительстве московского метро

Щиты использовали в последний раз при прокладке тоннеля до «Золотой нивы» в 2009-10 гг.

«После смены руководства в 2011 году оборудование не обнаружено, расследования правоохранительных органов результатов не принесло», — говорится в ответе мэрии на запрос РБК Новосибирск.

К 2016 году МУП списал остатки щитов на металлолом. Аудиторы указывают, что комплекс КМ-43 был списан без оформления заключения о невозможности использования и нецелесообразности восстановления. Согласование на списание от профильного департамента было получено через год после сдачи деталей на металлолом. Комплекс ЩН-1С также был списан с нарушениями. Сдача в утиль вызвала другие претензии: утилизация одного щита была выполнена по цене на 45% ниже другого.

Горнопроходческий комплекс в Новосибирске, строительство «Золотой нивы»
Горнопроходческий комплекс в Новосибирске, строительство «Золотой нивы»

Аудиторы пишут о реакции руководства МУПа на исчезновение оборудования.

«Несмотря на фиксацию факта недосдачи элементов <…> КМ-43 еще в 2011 году, предприятием не выявлены лица, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества, не осуществлена процедура обращения в правоохранительные органы», — говорится в документах КСП.

Куда делись щиты

На момент строительства станции метро «Золотая нива» МУП «УЗСПТС» руководил депутат регионального Заксобрания Николай Хван. Спустя две недели после открытия станции «Золотая нива» в октябре 2010 года ее работа была на месяц приостановлена по решению Ростехнадзора. Хван ушел с поста руководителя МУП после этого скандала и переизбрался депутатом Заксобрания.

Летом 2011 года в отношении Хвана Следком региона возбудил уголовное дело о растрате и злоупотреблении полномочиями.

Следствие установило, что Хван отдал щит КМ-43 в безвозмездное пользование ЗАО «Финансово-строительная компания» (ФСК), одним из совладельцев которой была его дочь Евгения. Далее Хван заплатил 20 млн руб. за амортизацию щита. Было установлено, что стоимость подрядных работ ФСК завысили на 26,8 млн руб. Также, по версии следствия, УЗСПТС оплатило одни и те же работы стоимостью 54,6 млн руб. дважды. Сумма ущерба по другим эпизодам дела составила 167 млн руб.

Летом 2014 года дело в отношении Хвана ​по эпизодам, связанным с «Золотой нивой» и ФСК, было прекращено в связи с «отсутствием в действиях состава преступления». В ответе Генпрокуратуры по СФО общественнику Евгению Митрофанову сказано: «Законность принятого следователем решения проверена, оснований для его отмены не установлено».

Экс-директор МУП &laquo;УЗСПТС&raquo; Николай Хван показывает мэру Владимиру Городецкому ход работ по строительству &laquo;Золотой нивы&raquo;
Экс-директор МУП «УЗСПТС» Николай Хван показывает мэру Владимиру Городецкому ход работ по строительству «Золотой нивы»

До суда дошли только два эпизода из восьми. По мнению суда, Хван, баллотируясь в депутаты Заксобрания в 2010 году, использовал в предвыборной кампании деньги МУПа, а также потратил часть средств на оплату учебы в вузе племянника. Сумма растраты составила 230 тыс. руб. В марте 2015 года Дзержинский райсуд осудил Хвана по двум эпизодам растраты (ч. 3 ст. 160 УК РФ) и приговорил его к 2 годам лишения свободы условно.

В 2015 году Хван переехал в Москву. По данным ЕГРЮЛ, сейчас Николай Хван входит в состав учредителей фонда поддержки социальных инициатив «ЕДИНСТВО», который регулярно получает финансовую поддержку мэрии Новосибирска и благотворительного Фонда Позднякова и Хвана «Движение».

Копать на левом берегу

Начальник управления по взаимодействию со СМИ мэрии Татьяна Клюкина сообщила РБК Новосибирск, что щиты КМ-43 и ЩН-1С, произведенные в 80-х гг. прошлого века: «Это морально и физически устаревшее оборудование, выработавшее свой ресурс».

В пресс-службе мэрии отметили, что щиты не предназначены для работы в обводненных почвах. Строить новые станции метро планируют с помощью щитов LOVAT канадского производства.

Комплекс LOVAT приобрел подрядчик строительства тоннеля до «Березовой рощи» АО «БАМтоннельстрой». Комплекс LOVAT позволяет за месяц выдавать до 170 погонных метров тоннеля.

По словам гендиректора ЗАО «Новосибметропроект» Григория Мельника, щиты отечественного производства действительно уступают по скорости зарубежным аналогам, они выдают 70 погонных метров в месяц. Однако они более практичны, нежели иностранные.

ЩН-1С на строительстве московского метро
ЩН-1С на строительстве московского метро

«Детали к щитам КМ-43 и ЩН-1С можно изготовить на любом предприятии. А при использовании импортного щита можно использовать только импортную обделку тоннеля, которую можно изготовить только на специальном заводе», — сказал Мельник.

Мельник рассказал РБК Новосибирск, что стоимость иностранных горнопроходческих комплексов исчисляется десятками миллионов долларов. «Зарубежные щиты требуют постоянного финансирования и интенсивного использования, чтобы это было выгодно подрядчику. Чтобы они работали, нужно 2-3 млрд руб. в год на строительство метро. При тех темпах финансирования, которые есть в Новосибирске, я сомневаюсь, что иностранные щиты будут применимы», — сообщил эксперт.

По его словам, отечественные щиты могут работать «практически вечно» и их продолжают использовать на строительстве метро в Москве и в Минске наряду с импортными. По словам Мельника, наличие у города щитов КМ-43 и ЩН-1С позволило бы вести строительство метро одновременно на правом и левом берегах. От станции «Золотая нива» в сторону Гусинобродского шоссе — комплексом Lovat, а от «Площади Маркса» в сторону площади Станиславского — отечественными щитами.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 29 мая
EUR ЦБ: 96,24 (-0,07)
Инвестиции, 28 мая, 16:32
Курс доллара на 29 мая
USD ЦБ: 88,44 (-0,25)
Инвестиции, 28 мая, 16:32
Все новости Новосибирск
«Ъ» узнал об ужесточении обвинения по делу о взрыве в Сергиевом Посаде Общество, 02:35
Суд назначил экс-замглавы офиса Зеленского залог в $247 тыс. Политика, 02:19
МВФ назвал срок полного отказа ЕС от российских энергоресурсов Экономика, 01:55
Bloomberg узнал об использовании Россией криптовалюты для расчетов в КНР Бизнес, 01:42
Против директора оператора водоснабжения Дагестана завели дело о взятках Политика, 01:24
Telegraph узнала, что Зеленского просят не требовать от НАТО невозможного Политика, 01:08
США сочли плохим сигналом план России исключить «Талибан» из террористов Политика, 00:43
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Минфин оценил годовые доходы бюджетов от изменения налогов Экономика, 00:40
Белоруссия приостановила участие в договоре о вооруженных силах в Европе Политика, 00:22
Росавиация назвала причину аварийной посадки Ми-8 в Мурманской области Общество, 00:21
Налог на прибыль для IT-компаний предложили поднять до 5% на три года Технологии и медиа, 00:20
Райффайзенбанк прекратит открывать накопительные счета и вклады Финансы, 00:08
В США разбился истребитель F-35 Политика, 00:04
Самые известные романы российских спортсменов. Фото Спорт, 00:00