Перевозчики мусора просят власти вмешаться в конфликт с регоператором
Представители компаний-перевозчиков обратились к властям Новосибирской области с просьбой помочь в разрешении конфликта между регоператором и перевозчиками.
«По предварительным подсчетам региональный оператор по обращению с отходами — ООО «Экология-Новосибирск» сформировал задолженность перед транспортными организациями и полигонами в сумме более 700 млн руб.», — указано в письме (есть в распоряжении редакции).
В письме представители транспортных компаний пишут, что не имеют возможности платить налоги и своевременно выплачивать зарплату, в компаниях образовалась значительная кредиторская задолженность за ГСМ.
О проблемах с выплатами перевозчикам РБК Новосибирск уже писал, ситуация в июне вышла на уровень заседаний в правительстве Новосибирской области.
«Последний раз по этому поводу мы заседали в правительстве в конце июня — рассказывает депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко. — На 1 июля долг регоператора перед перевозчиками и полигонами составлял около полумиллиарда рублей».
По словам Агеенко, присутствовавший на заседании вице-губернатор Владимир Знатков просил регоператора ООО «Экология Новосибирск» и фактического собственника компании — ГК «ВИС» — определиться с займами регоператору и погасить долг перед перевозчиками. Депутат опасается банкротства регоператора и приостановки работы перевозчиков. «Это уже коллапс, как было в Челябинске и Омске, — отмечает Агеенко. — В этой ситуации региональное МинЖКХ вправе лишить «Экологию» статуса регоператора и расторгнуть с ним соглашение».
По данным регоператора, процент собираемости платежей с начала года составил в среднем 62,56%. C начала года заключено 924 тыс. договоров с физлицами, 6,8 тыс. договоров с юрлицами, 1 тыс. договоров с управляющими организациями. По подсчетам РБК Новосибирск, договоры с регоператором заключили менее 10% от общего количества организаций, зарегистрированных в регионе. Региональным Министерством ЖКХ разработан законопроект, вводящий штрафы за отказ заключать договор с региональным оператором.
На недавнем совещании в Коченево по вопросу второго этапа «мусорной» реформы директор регионального оператора ООО «Экология Новосибирск» Лариса Анисимова сообщила о дисбалансе финансовых потоков. «При начислении 275 миллионов за апрель нам предъявили подрядные организации только за транспортирование 302 миллиона вывезенных отходов и 23 миллиона — это полигоны, — цитирует Анисимову издание vn.ru. — Предполагаю, что к сентябрю начисления и предъявленные нам затраты выравняются. И к очередной тарифной кампании у нас будет четкое подтверждение объемов и затрат.
Отчеты, акты и штрафы
Еще одна претензия перевозчиков — ситуация с подписанием актов выполненных работ и выставлением штрафов. Директор компании ООО «Оператор Эко-Сфера» Владимир Булычев заявляет, что сейчас перевозчикам поступила оплата лишь за апрель в размере 60% от сумм, указанных в актах выполненных работ, также подписаны акты на 60% от сумм за май.
Ранее директор «Экология Новосибирск» Лариса Анисимова объясняла неподписание актов нарушением сроков предоставления ежедневных отчетов об объеме транспортирования ТКО и выявленных расхождениях в предоставляемых данных по объемам транспортируемых отходов.
Булычев сообщает, что в июле перевозчиков «забросали» претензиями и штрафами. «На каждом акте сдачи приема оказанных услуг за апрель и май каждой транспортной организации регоператор указал, что оказанные услуги принимаются в размере 60%, а оставшиеся 40% могут быть приняты только после проведения дополнительной проверки», — рассказывает перевозчик. По его словам, история с частичным подписанием началась в июле, за первые месяцы работы по новой схеме к перевозчикам не было претензий. При этом объемы вывоза мусора резко не менялись, объемы росли в основном за счет присоединения новых населенных пунктов.
«Региональный оператор выставляет транспортным организациям несоразмерные штрафы, зачастую превышающие сумму договора, — указано в письме перевозчиков. — При этом в соответствии с договорами с транспортными организациями в случае непредставления мотивированных замечаний, невозвращения подписанного акта сдачи-приема в течение 15 дней со дня его получения услуги считаются принятыми, а акт сдачи приема подписанным обеими сторонами».
Булычев поясняет, что ряд претензий к перевозчикам последние считают надуманными. «Например, нас обвиняют, что мы не вывозим каждый день мусор из деревни, расположенной за сотню километров от полигона. Гонять туда-сюда пустую машину — какой смысл? При этом работу самой «Экологии» сложно назвать безупречной — скажем, у нас в договорах указан вывоз с контейнерных площадок в частном секторе и нет никакого кольцевого вывоза мусора, который реально производится. А это другие затраты!».
Булычев предполагает, что смена настроений в «Экологии» связана кадровыми перестановками: группу «ВИС» покинул член совета директоров и куратор новосибирских проектов Максим Губиев. «С Губиевым у нас были хорошие отношения, он держал слово. Как только пришли сегодняшние представители, начались «отжимания» 40% от суммы услуг по актам выполненных работ».
Директор ООО «Оператор Эко-Сфера» сообщил, что перевозчики готовят иски в суд, жалобы и обращения в ФАС и прокуратуру. «Если такая ситуация будет сохраняться дальше, город зарастет в грязи», — говорит Булычев. Перевозчики требуют организации встречи с регоператором в присутствии губернатора Травникова.
Регоператор грозит недобросовестным
В комментарии, предоставленном в адрес редакции, директор регоператора Лариса Анисимова указывает, что предъявленные перевозчиками к оплате объемы перевезенного мусора значительно превышают объемы, обозначенные в статистических данных, которые учитывались при установлении тарифов на текущий период. «В связи с этим возникла необходимость проверки достоверности предъявленных объемов. Поскольку в процессе исполнения договорных обязательств большинство перевозчиков нарушали сроки и порядок предоставления подтверждающих документов, на эту проверку, которая будет проходить строго в соответствии с договорами на перевозку, потребуется время».
Анисимова отмечает, что большинство перевозчиков согласились с доводами регоператора, и признает право несогласных иметь другую точку зрения по этой проблеме.
«Важно отметить, что первый год работы регионального оператора будет во многом показательным. Добросовестность перевозчиков и четкое выполнение ими условий договоров с регоператором будут учитываться как одно из основных квалификационных требований для выбора перевозчиков на будущие периоды», — заявляет руководитель «Экологии Новосибирск».
На совещании в Коченево озвучили, что для завершения второго этапа мусорной реформы надо инвестировать около 660 млн руб. Чтобы разделить затраты при заключении новых договоров на вывоз твердых коммунальных отходов, регоператор предложит подрядчикам вложиться в организацию мест сбора мусора.