Новосибирские баннеры с Лениным проверят на соответствие закону
Щиты получили в городе название «плакаты с Лениным и красной толпой». Значительное количество конструкций с этими изображениями стало заметно в городе, и вызвало ряд вопросов у новосибирских общественников, политиков и депутатов.
Представители новосибирской партии «Яблоко» и ряда СМИ направили в адрес мэрии запрос по поводу средств затраченных на проведение рекламной акции.
В ответе для РБК Новосибирск представители пресс-службы мэрии пояснили, что данная кампания была проведена в рамках исполнения распоряжения Путина «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России». В рамках плана мероприятий оргкомитет разместил информацию на наружных рекламных конструкциях.
«Количество плакатов — 70, период размещения с 20 октября по 08 ноября, — пояснили в мэрии. — Эскиз плакатов утвержден оргкомитетом, он создан по мотивам иллюстраций художника Чехонина к книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». Плакаты размещены безвозмездно, в рамках обязательств по размещению социальной рекламы».
Через несколько дней после размещения часть плакатов была изрисована надписями. Портал «Сибкрай» отмечает, что владельцем изображений является мэрия Новосибирска как заказчик их размещения, однако заявление в полицию об акте вандализма было направлено от имени новосибирского обкома КПРФ.
Вопросы возникли к эскизу плакатов: по мнению депутата горсовета Дмитрия Прибаловца, он носит «агрессивный» характер, и надпись на нем носит оценочный характер — «Великий Октябрь», а не нейтральное «Октябрьская революция». Как считает Прибаловец, использование щитов с подобной целью спорно. «Бесплатные площади — актив мэрии, использовать его нужно было непосредственно под социальную рекламу, призывы к чему-то хорошему. В распоряжении президента не было ни слова о размещении рекламы на щитах. Вполне можно было вместо этого провести выставку, конференцию». Прибаловец также сообщил, что начальник комитета по рекламе мэрии Новосибирска Дмитрий Лобыня не смог пояснить ему целесообразность «агрессивного» дизайна и использования оценочных эпитетов.
Председатель регионального отделения партии «Яблоко» Светлана Каверзина уверена, что таких плакатов в городе быть не должно: «Дело даже не в пиаре одной партии за счет административного ресурса, просто не должно быть плакатов, раскалывающих город».
«Рекламные площади использовать необходимо наиболее эффективно для городского бюджета, — добавляет замруководителя регионального отделения партии «Яблоко» Дмитрий Холявченко. — Что касается Ленина и революции, то, учитывая партийную принадлежность нашего мэра, это похоже на очередной юбилейный акционизм»
По мнению Анатолия Шерстнева, юриста частной практики, распоряжение президента носит для органов местного самоуправления рекомендательный характер. Вопрос отнесения рекламы к социальной можно оценить по признакам ч.4 ст.10 38-ФЗ «О рекламе», где кроме прочего сказано, что в социальной рекламе не допускается упоминание конкретных физических лиц. При этом, по мнению юриста Екатерины Семеновой, понятие, установленное законом «О рекламе» слишком расплывчато, чтобы можно было понять, совпадают ли интересы государства и общественно полезные цели с тем изображением, что есть на плакате. «Экспертами могут выступать специалисты антимонопольного ведомства», — уверена Семенова.
Каверзнева сообщила корреспонденту РБК Новосибирск, что представители «Яблока» планируют в ближайшие дни подать жалобу в Новосибирское управление федеральной антимонопольной службы.
По мнению управляющего юридической компанией «Ветров и партнеры» Виталия Ветрова, в рассматриваемой ситуации проблема как в подтверждении наличия указанных общественно полезных целей. «Они не ясны и непонятны в той форме, что была избрана. Поэтому, как минимум, хотелось бы дополнительного обоснования выбора, а лучше в связи с наличием больших сомнений в квалификации этих плакатов как социальной рекламы, осуществить прекращение ее использования».