Почему новосибирцы стали больше брать микрозаймов
На 1 июля 2021 года общее количество заемщиков в России достигло 43 млн человек, подсчитал ЦБ на основе данных крупнейших бюро кредитных историй (Есть у РБК). Как следует из более ранней статистики регулятора, за полтора года с начала пандемии численность граждан с активными кредитами или займами выросла на 2,4%.
В Новосибирской области уровень проникновения кредитования равен 33,1%, то есть каждый третий человек имеет заем. Наибольший показатель в регионе — по потребительским кредитам (без учета кредитных карт) — 20,9%, наименьший по заемщикам МФО — 5,8%. Самый высокий у заемщиков МФО зафиксирован в Тыве (15,3%) и Севастополе (9,6%).
ЦБ отмечает, что клиентская база банков растет медленно. Но за тот же период численность заемщиков, которые обращались только в микрофинансовые организации (МФО), наоборот, подскочила на 600 тыс. человек, до 3 млн. А численность заемщиков, у которых есть кредит и в банках, и в МФО, выросла примерно на 400 тыс. человек, до 3,7 млн. Размер их долгов — 1,7 трлн руб.
Почти треть клиентов МФО (32%) имеют одновременно два и более займа, констатирует ЦБ. При этом 48,2% от общего числа договоров приходится на займы до 10 тыс. руб. с самыми высокими ставками.
С чем связан рост клиентов МФО
По мнению генерального директора «Юником24» Дмитрия Африканова, рост обращений в МФО связан с совокупностью факторов. Во-первых, в условиях кризиса и стагнации доходов многим заемщикам не хватает средств на покрытие первоочередных нужд. Во-вторых, на протяжении последних двух лет увеличивается доля «банковских» клиентов в портфелях МФО.
«Как минимум, треть клиентов имели кредит в банке и оформляли займ в МФО в то или иное время. Напомним, что ранее этот показатель пересечения существенно не менялся и не превышал 24%», — сказал он.
В микрофинансовой компании «Джой Мани» РБК Новосибирск пояснили, что база клиентов всегда обновляется, обогащается и в ней присутствует все больше клиентов с банковскими кредитами. На это влияет технологичность МФО и минимальные запросы для предоставления продукта.
«Сейчас МФО все больше приближается к категории банков по продуктам и услугам и, все же вся клиентская база банков никогда не перейдет в сегмент МФО, так как некоторые запросы клиентов может удовлетворить только банковская сфера», — считают в компании.
Также компания фиксирует, что стало больше клиентов с отказами от банков. Это и постоянные клиенты банков, и новые, без кредитной истории ранее. Все это связано с определенными ограничениями банков на финансирование закредитованных клиентов.
В «Джой Мани» также сообщили, что клиенты МФО все больше молодеют. Клиенты до 30 лет — особенные. Это поколение гораздо быстрее получит необходимый ответ в чат-боте или в мессенджерах, нежели позвонит по телефону и дождется ответ живого человека.
«В вопросе изучения клиентов, их желаний и потребностей сектор микрофинансирования развивается молниеносно. Портреты клиента МФО 2019 года и 2021 — очень разные. Одно из основных различий — возраст. Действительно, доля молодых клиентов, поколения Y и Z стала выше. В портфеле компании «Джой Мани» в 2021 году клиенты моложе 30 лет занимали долю в 33,4%», — сказано в ответе.
По словам управляющего директора ПКБ Павла Михмеля, поведение заемщиков МФО стало более ответственным. Растет доля тех, кто подходит к вопросу оформления ссуды рационально, взвешивая все «за» и «против». В случае возникновения просроченной задолженности, заемщики стремятся ее погасить, снижается объем тех, кто избегает контакта с кредитором и взыскателем.