Эксперт заявил о рисках «ненаучного рейдерства научных организаций»
Поручение по созданию условий для объединения наиболее близких по характеру решаемых задач федеральных вузов и научных организаций было дано президентом Путиным в марте прошлого года.
Целью такого объединения стало повышение научного и образовательного потенциала вузов и научных институтов. Это поручение позволяет снять межведомственные барьеры и дать возможность привлечь грантовые средства на сложные междисциплинарные проекты. Поручение дает «зеленый свет» объединениям научных и образовательных организаций, которые могут получать целевое финансирование на свои программы, совместно нарабатывать редкие научные компетенции, создавать образовательные треки и программы обучения узких специалистов.
Врио директора Федерального исследовательского центра информационных и вычислительных технологий (ФИЦ ИВТ) Андрей Юрченко уверен, что механистическое слияние научных институтов с вузами неприемлемо, особенно в ситуации, когда во главу угла ставятся в основном интересы вузов.
По данным Минобрнауки, на текущий момент в России более 60 университетов и научных институтов объединились в 10 консорциумов для участия в программе господдержки вузов «Приоритет-2030». Объединение повышает шансы вузов на получение грантов и сулит более весомые суммы ежегодного госфинансирования.
«Однако, складывается ощущение, что отдельными руководителями образовательных учреждений данное поручение было расценено как способ добавить в свой бюджет финансовые потоки других научных организаций, их имущественные комплексы и портфели проектов путем простого присоединения», — говорит Юрченко. По словам эксперта, это делается зачастую независимо от позиции руководства и сотрудников организаций, которые хотят присоединить.
«ВУЗ, обрастая «наследством» НИИ в виде связей, средств госзадания, патентов, портфеля проектов и истории публикаций, программ развития, за короткий срок получит много преимуществ и красивые цифры в отчете, а также места в рейтингах, не развивая собственную научную деятельность и не выполнив ни одной государственной задачи, — продолжает глава ФИЦ ИВТ. — Выход из длящейся десятилетие реформы науки прямиком в ненаучное рейдерство может иметь плачевные последствия для государственного технологического суверенитета: вместо притока специалистов в наукоемкую промышленность и построения практикоориентированных образовательных программ пойдет отток научных кадров из науки в образование».
По мнению ученого, фальстарт ненаучных слияний и поглощений может привести к катастрофическим последствиям, при которых научные сотрудники, занимающиеся преподаванием параллельно со своей основной научной работой, окажутся без достойной оплаты и нормальной организации и того, и другого. Произойти это может потому, что для рядового сотрудника НИИ преподавание — не основная деятельность. Достойная оплата труда ученого — задача научной организации по основному месту работы, которая за это отчитывается: вопросы зарплат ученых на особом контроле.
Юрченко уверен, что при разрушении этой сложившейся модели, нужно учитывать ее особенности. «Для недобросовестных ректоратов подобные слияния открывают возможность сохранения комфортных условий труда и собственных внушительных зарплат», — отмечает ученый. Юрченко уверен, что интеграционные процессы должны быть продуманными, с прицелом на долгосрочный научно-образовательный горизонт всей страны, а не на промежуточный результат конкретного вуза.
«Важно, чтобы программа такого объединения включала взаимные обязательства сторон и подкрепленную финансово программу развития каждого участника объединения, чтобы в результате действительно получился научно-технический прогресс, а не пищевая цепочка, — акцентирует Андрей Юрченко. — Наш Федеральный исследовательский центр, к сожалению, уже успел почувствовать на себе «братскую любовь» ближайшего вуза: о том, что наша наука не пострадает, если нас присоединить к Новосибирскому государственному университету, я, например, узнал из СМИ».
Проблема недофинансирования научных институтов третьей категории есть, согласен эксперт. Но у научного учреждения должен быть выбор «способа объединения», включая временные консорциумы, научно-образовательные центры или научно-промышленные объединения с сохранением научной идентичности и правовой обособленности. И уж тем более неприемлемо посягательство на научные учреждения первой категории, имеющие собственную долгосрочную программу развития и развивающие проектную деятельность.
Глава РАН Александр Сергеев в ходе форума «Университеты 2030: наука — компетенции — молодежь»:
— Идея консорциумов, которая вышла сейчас на первый план, — это как раз то, что в условиях ограниченного финансирования поможет нам запустить положительную обратную связь. Это надо очень тщательно выстраивать, чтобы каждая сторона, каждый элемент консорциума понимал, что это будет положительно для него и для всех участников консорциума. Поэтому, действительно, очень важно прописать положение о консорциумах — как они работают, как они позитивно выстраивают свое взаимодействие.
Глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков на общем собрании профессоров РАН:
— Сейчас нам надо укреплять науку в вузах. Не механически объединяя их с институтами, а понимая логику развития страны. При вхождении в консорциум каждый сохраняет суверенитет, а любое решение об объединении будет приниматься только по согласованию с РАН.