Долги за Бугринский мост: откуда региону брать деньги на их погашение
Заседание комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике состоялось на прошлой неделе. Законопроект об утверждении заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации долгов Новосибирской области перед федеральным центром по бюджетным кредитам предложил замминистра финансов региона Константин Дуплякин. Долг включает в том числе и суммы, потраченные регионом на строительство Бугринского моста.
Строительство Бугринского моста началось в 2009 году. Через год софинансирование объекта из федерального бюджета прекратилось. Власти региона и Новосибирска взяли займ в федеральном бюджете на сумму 4,2 млрд руб. До 2025 года регион обязан выплачивать проценты по кредиту — по четыре миллиона рублей в год, — а затем, до 2035 года, саму сумму займа. Областное министерство финансов планирует выплачивать эти суммы из дорожного фонда Новосибирской области.
Глава комитета Федор Николаев выступил за то, чтобы законодательно ограничить использование дорожного фонда на уплату бюджетных кредитов, обозначив, что это предложение может привести к «размыванию» фонда.
«В будущем эти кредиты, которые мы брали, тоже пойдут из дорожного фонда. Но мы с этой позицией пока не можем согласиться. Потому что дойдет до того, что у нас в дорожном фонде останутся одни обязательства, а физических вещей на содержание, эксплуатацию и строительство не останется вообще», — заявил председатель комитета Федор Николаев.
Депутаты напомнили, что в регионе реализуется транспортная стратегия, которая требует 1,3 трлн руб. При этом, по словам парламентариев, дорожный фонд региона наполнен лишь на треть.
«Хотелось бы задать вопрос Минфину: а как мы транспортную стратегию выполнять будем, если сейчас будем подрезать дорожный фонд? Это первое, — поинтересовался депутат Владислав Кошкин. — Второе — в сегодняшней ситуации ценообразования дорожный фонд можно резать, но тогда мы «положим» дорожную отрасль».
По словам депутатов и общественников, сегодня в регионе остро стоит вопрос доставки школьников на место учебы. «Сотни школьников не могут доставить в школы по причине неудовлетворительного состояния дорог. Не во все населенные пункты могут проехать даже службы экстренной помощи — скорая помощь и пожарные машины», — заявил РБК Новосибирск координатор проекта «Дорожная карта ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Стефанов.
В ответ представители областного министерства финансов предложили пополнять дорожный фонд за счет увеличения ставки транспортного налога. Однако депутаты регионального парламента считают, что этого будет недостаточно. Депутат Александр Барсуков подчеркнул, что за семь месяцев нынешнего года в регионе собрана только треть транспортного налога. «Мы каждый год недобираем около 800 миллионов рублей по транспортному налогу. Правительство должно усилить бюджетирование по этому направлению и сконцентрировать внимание на этом вопросе совместно с налоговыми органами», — подчеркнул в своем выступлении Барсуков.
По словам зампредседателя транспортного комитета Заксобрания Сергея Титкова, на сегодняшний день объем дорожного фонда составляет 7-8% от объема областного бюджета, в то время как в 2000-е гг. он равнялся четверти бюджета региона.
«Даже если мы увеличим транспортный налог, мы все равно не выправим эту ситуацию. Мы знаем, как решается этот вопрос в других субъектах: просто из областного бюджета финансируется эта отрасль — дорожное хозяйство», — цитирует Титкова пресс-служба Заксобрания.
В конце заседания транспортного комитета депутаты предложили четко регламентировать на уровне закона использование дорожного фонда для определенных целей. Для этого они намерены внести пакет поправок в закон о дорожном фонде Новосибирской области.
По мнению директора Союза дорожных организаций Новосибирской области Александра Штапова, увеличить дорожный фонд можно, сделать это, по мнению эксперта, реально за счет выплат топливных акцизов не в федеральный бюджет, а в региональный.
По его подсчетам, для нормативного содержания дорог Новосибирской области требуется около 30 млрд руб., а выделяется только 10 млрд руб., то есть треть от общей суммы: «Вопросы об использовании средств дорожного фонда поднимаются постоянно. Никто, кроме депутатов-дорожников, защищать дорожный фонд не будет. Все думают, что так как суммы там выглядят внушительными, один миллиард взять можно», — сказал Штапов.
Как отметил Александр Стефанов, в указе Владимира Путина на 2019-20 гг. говорится об изменении распределения акцизов, а именно об отчислении в местные фонды акцизов на топливо до 100%. «Если раньше часть акцизов уходила в федеральный бюджет, то сейчас все средства будут оставаться на территории», — заявил Стефанов. По мнению эксперта Общероссийского народного фронта, эта мера поможет увеличить объем дорожного фонда Новосибирской области, что позволит региону, в свою очередь, строить больше дорог.