Компания из Новосибирска потеряла 500 тыс. руб. из-за блокировки Telegram
Роскомнадзор 16 апреля отправил операторам мобильной связи и интернет-провайдерам предписание о блокировке мессенджера Telegram на территории России. Решение о блокировке интернет-площадки принял Таганский суд Москвы после того, как разработчики системы отказались предоставлять ФСБ ключи для дешифровки сообщений пользователей.
В результате борьбы с мессенджером были заблокированы часть IP-адресов международных компаний, в том числе и Google.
Руководство Telegram стало использовать IP-адреса, связанные с Google и Amazon для обхода блокировки. Это помогало пользоваться мессенджером без VPN и прокси-серверов. Роскомнадзор добавил эти адреса в актуальную выгрузку для интернет-провайдеров и операторов мобильной связи, которые начали блокировку: встало 18 млн IP-адресов, не относящихся к реестру запрещенных в России.
Отголоски противостояния
Редакции РБК Новосибирск стало известно, что новосибирские офисы интернет-магазина VseMayki столкнулись с трудностями в работе из-за блокировки Telegram. Корреспондент издания обратился в компанию за комментариями. Как рассказал ведущий системный администратор VseMayki Виталий Кошелев, магазин использует для работы сервисы Google, а также сервис Asana, базирующийся на IP-адресах Amazon.
«В воскресенье вечером [22 апреля] начались проблемы с Google: отключился чат и периодически стала выходить из строя консоль администратора Google. К сожалению, к понедельнику ситуация усугубилась — был полностью недоступен ru-сегмент Google, соответственно домен компании полностью вышел из строя. После двух суток перебоев Google смог перевести трафик на иностранные подсети и вернуться в строй», — сообщил Кошелев.
На следующий день компания столкнулась с отключением сервиса Asana. «Только после двух дней работы IT-отделу компании удалось восстановить работу через настройку собственного VPN-сервера», — отметил Кошелев. По его словам, за три дня финансовые потери, связанные с простоем менеджеров компании, а также оплатой работы сервисов, составили 500 тыс. руб.
«Мы столкнулись с трудностями из-за проблем с работой Asana: скриншоты не грузятся. Очень сложно удаленно тестировать продукт», — рассказал РБК Новосибирск директор интернет-агентства «Норд Стар» Евгений Иванов.
По словам создателя Академии блокчейна Алексея Сухорукова, некоторые новосибирские компании, ведшие делопроизводство в Telegram, столкнулись со сбоями работы и других мессенджеров, а также сервиса видеосвязи Skype, с помощью которого компании ведут внутрикорпоративное общение. «Все, что касалось коммуникации, пострадало: внутри компаний, в работе с клиентами. Соответственно, некоторая потеря клиентской базы и качественного сервиса», — рассказал Сухоруков.
Комментируя финансовые потери компаний, понесенных в результате блокировки Telegram, Иванов привел пример одного из своих клиентов — московской компании, занимающейся продажей собачьих ошейников с GPS-навигаторами в страны Европы. «Их IP-адрес был заблокирован во время рекламной компании, в то время как деньги за рекламу тратились. В результате этого за 4 часа компания потеряла около десяти тысяч долларов», — отметил Иванов.
По мнению самого Иванова, пытаться возместить понесенные убытки будут не все компании: «Не думаю, что те, кто потерял меньше миллиона рублей, будут этим заниматься. В суд обратятся только те, кто понес очень большие убытки. Судопроизводство у нас длительное. Юристы — дорогие».
По мнению экспертов, в общей сложности российские компании за несколько месяцев могут потерять почти $1 млрд.
Vsemayki.ru — один из крупнейших магазинов Рунета по продаже одежды и сувениров оригинального дизайна. Принт-центры компании работают в четырех городах России: Екатеринбург, Новосибирск, Москва, Краснодар. Головной офис находится в Новосибирске.