Как система «Меркурий» отразится на новосибирских предпринимателях
С 1 июля в РФ для усиления ветконтроля Россельхознадзор внедряет автоматизированную систему «Меркурий», действие которой скажется на всех россиянах. РБК Новосибирск разбирался, к чему приведут нововведения
В начале июля производители продуктов животного происхождения обязаны будут перейти на электронную ветеринарную сертификацию «Меркурий» (ЭВС). Обязательная сертификация затронет широкий спектр продуктов: от мясной и рыбной продукции (сырья) до молочных консервов, йогуртов и детского питания. Россельхознадзор считает, что «Меркурий» поможет уменьшить объем фальсификата на российском рынке.
Систему «Меркурий» пытались внедрить в начале этого года. Однако дату перенесли на полгода из-за просьб производителей и переработчиков сельхозпродукции.
Расширение штата
Как рассказала РБК Новосибирск директор департамента по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока Мария Жебит, издержки на внедрение «Меркурия» можно разделить на несколько составляющих.
Первое — оборудование. Для учета транзакций в ЭВС на всех этапах движения продукции на нее будут наносить специальный штрих-код. Оборудование для этих целей стоит от 500 тыс. руб. до 1,5 млн руб. на одну линию. По словам пресс-секретаря регионального Россельхознадзора Снежаны Сотниковой, «Меркурий» дает возможность небольшим хозяйствам использовать мощности других предприятий и свозить сырое молоко в более крупные компании.
«Всем заводам, а также иным участникам товарно-сопроводительной цепочки придется нанимать операторов: от 3 до 12 человек на объект. Оборудовать рабочие места выходом в интернет, а также приобретать оборудование, необходимое для считывания информации со штрих-кодов на коробах», — добавила Жебит.
Часть новосибирских сельхозпредприятий начала готовиться к этим изменениям заранее. По словам главного специалиста по переработке сельхозпродукции племзавода «Ирмень» Алексея Сапая, для внедрения ЭВС на предприятие были приняты четыре человека: «Еще четверым вменены дополнительные обязанности по работе в «Меркурии», оборудованы кабинеты мебелью и оргтехникой, предусмотрена ежемесячная оплата труда работникам».
Изменения логистики
Во-вторых, указала Жебит, применение ЭВС увеличит сроки доставки и приема товаров: «Меркурий» приведет к необходимости полностью изменить систему доставки и дистрибуции продукции по всей стране. Доставка станет экономически неэффективной, а ее стоимость увеличится в два раза».
Мнение о сложностях логистики неоднозначно. Так, по словам замглавы регионального Россельхознадзора Алексея Магерова, у федерального ритейлера «Магнит» действовали десятки логистических центров. После внедрения «Меркурия» у них остался один оператор, который в режиме реального времени видит все движения товаров. «Они говорят, что им это помогает. Они стали реально экономить», — указал Магеров РБК Новосибирск.
Малые торговые точки
Третье, что выделила Жебит, это непонимание крупных компаний, как работать с небольшими магазинами без интернета и точками мобильной торговли: кафе, ларьками с мороженым.
По мнению Магерова, могут возникнуть лишь в отдаленных населенных пунктах, где пока что есть проблемы с доступом в Сеть.
«Но это маленькие магазины, которые никакой роли не играют. Для малых деревень есть возможность вести бумажные документы на защищенных бланках», — прокомментировал замглавы Россельхознадзора региона.
Затраты на автоматизацию
В-четвертых, отмечает Жебит, есть два способа ввода информации в ЭВС: вручную или автоматизированно. По ее словам, средние и крупные участники рынка не смогут вносить данные вручную из-за больших административных и временных издержек, что заставит компании искать IT-решения, требующие дополнительных инвестиций.
«Эффективно работающих решений на рынке сейчас практически нет, так как «Меркурий» содержит недоработки, пробелы и ошибки, меняется и не позволяет приступить к практической разработке и внедрению таких решений. По оценкам, расходы на создание таких систем достигают сотен миллионов рублей на один завод», — добавила Жебит.
Как рассказал Магеров, сегодня на рынке работают компании, занимающиеся интеграцией ЭВС с программами, на основе которых ведется документооборот предприятий. «Стоимость зависит от того, какой и насколько сложный продукт. Часть предприятий Новосибирской области сделали интеграцию сами («Сибирский Гурман»), а некоторые работают с IT-компаниями. Некоторые фирмы предоставляют программы бесплатно, но взимают плату за ежемесячное пользование или обновление», — рассказал Магеров.
Он отметил, что на сайте Россельхознадзора есть подраздел по «Меркурию»: «Вы можете сами инструкцию прочитать, там несложно обучиться: указать свои данные. Но кому-то лень читать, кому-то страшно», — отметил Магеров.
Есть фирмы, которые обучают работе с «Меркурием» за деньги. Курсы, рабочие встречи и бесплатные семинары проводят и на базе НГАУ и референтного центра Россельхознадзора.
В беседе с РБК Новосибирск экс-министр сельского хозяйства региона Василий Пронькин указал, что работа по обучению «Меркурию» началась в Новосибирской области в начале года. «Для тех, кто хочет качественно обучиться, есть все. А кто-то отнесся к этому не совсем добросовестно — надеялся, что отменят», — прокомментировал Пронькин.
Последствия
По мнению экспертов, внедрение ЭВС сделает отрасль сельхозпродукции максимально прозрачной. «Тем, кто «халтурит», например, с молочными продуктами, станет невозможно работать. Вот они и начинают сеять панику, боясь остаться без работы», — подчеркнул Магеров.
Как отметил Сапай, предприятия, не работающие в рамках ЭВС, не смогут реализовывать свою продукцию. Это несет риски для мелких фирм. «Требования вряд ли выполнят личные подсобные хозяйства. Это отрицательно скажется на крестьянских хозяйствах, занимающихся производством молока в небольших объемах. Скорее всего, они вынуждены будут переквалифицироваться», — заявил Пронькин.