Перейти к основному контенту
Метро в Новосибирске⁠,
0

Москва не слышит: почему в Новосибирске не строят новые станции метро

О новых станциях метро, трудностях с финансированием и будущем новосибирской подземки РБК Новосибирск рассказал технический консультант МУП «УЗС ПТС» Геннадий Рузаев

МУП «УЗС ПТС» — «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» — занимается строительством метрополитена в Новосибирске. Предприятие создали в 1979 году, вскоре после принятия решения о создании в Новосибирске метро.

—В пятилетнем плане исполнения наказов избирателей включено строительство метро от станции «Заельцовская» до микрорайона «Родники». Для реализации этого проекта требуется 20 млрд руб. Насколько возможно исполнить этот наказ?

— По «Генеральной схеме развития линий новосибирского метрополитена» на границе микрорайонов «Родники» и «Снегири» предусмотрено строительство станции «Снегири» Октябрьской линии.

С нее на конечной станции «Авиационная» пассажиры смогут пересесть на одноименную станцию Ленинской линии. Ориентировочная стоимость продления участка Ленинской линии от станции «Заельцовская» до станции «Авиационная» протяженностью 5 км, и далее с участком Октябрьской линии от станции «Авиационная» до станции «Снегири» превысит 30 миллиардов рублей.

— Власти Новосибирска намерены завершить строительство Дзержинской линии. Как будет развиваться новосибирская подземка дальше?

— Есть проект продления участка Дзержинской линии от «Золотой нивы» до станции «Молодежная» — он не реализован. Также не закончена разработка проекта электродепо «Волочаевское», по которому выполнили только инженерные изыскания. Всего на эти проекты нужно 15 млрд рублей.

В 1996 году утвердили проект продления Ленинской линии от станции «Площадь Маркса» до «Площади Станиславского». В том же году утвердили технико экономическое обоснование создания «Кировской линии» новосибирского метрополитена. Ее протяженность должна была составлять 14 км. Планировалось построить 8 станций. Строительство участка Ленинской линии от станции «Площадь Маркса» до станции «Площадь Станиславского» было намечено после завершения строительства Дзержинской линии и электродепо «Волочаевское». Затем планировалось осуществить строительство первого пускового участка Кировской линии метрополитена в составе 4 станций.

— Мэр Новосибирска в начале этого года попросил Москву выделить деньги для завершения строительства имеющихся проектов и начала создания новых станций. Как отреагировали в столице?

— Подобные просьбы и ходатайства как мэра, так и губернатора, как правило остаются без внимания. Сейчас невозможно привлечь деньги из Москвы на развитие новосибирского метро из-за отсутствия соответствующих мероприятий в программе «Развитие транспортной системы России на 2011-2020 годы».

Сейчас Минтранс России приступил к разработке основ федеральной целевой программы на следующие десять лет. К сожалению, в 2015 году завершился срок действия программы развития Новосибирского метрополитена на период 2001-2015 годы. А новая программа его развития еще не разработана. Чтобы сделать заявку в Минтранс на получение федеральных субсидий в новой программе необходимо предусмотреть соответствующие средства в городском и областных бюджетах.

— В начале года власти говорили, что строительство новых станций метро в Новосибирске возможно за счет повышения проезда на два-три рубля. Удастся ли реализовать эту инициативу и поможет ли она?

— Мэрия Новосибирска вместе с властями региона проработала вопрос увеличения тарифа на перевозку пассажиров и багажа, с включением в него инвестиционной составляющей в размере двух рублей.

Повышение указанного тарифа дополнительный объем инвестиций в пределах 150-160 млн рублей в год. За счет него можно выполнить проектно-изыскательские работы по электродепо «Волочаевское». Однако очевидно, что размер этих инвестиций несопоставим с затратами на строительство новых участков и линий Новосибирского метрополитена.

— Неоднократно говорилось, что для строительства новых станций метрополитена власти будут привлекать частного инвестора. Почему схема концессии оказалась не реализована и насколько она жизнеспособна?

— В 2014 году правительство Новосибирской области издало постановление, согласно которому в 2014-2021 годах на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) планировалось продлить Дзержинской линии. Кроме того, ожидалось провести комплекс подготовительных работ, завершить работы на участке от станции «Березовая роща» до станции «Золотая нива», а также спроектировать и построить электродепо «Волочаевское».

Все это планировалось сделать со значительным увеличением на ближайшие годы лимитов финансирования в областном и городском бюджетах. Также планировалось в 2017-2021 годах возместить инвестору затраты, понесенные им при строительстве участка продления Дзержинской линии. Однако подготовка документации и проведение инвестиционного конкурса на условиях ГЧП было приостановлено из-за отсутствия гарантий, что в консолидированном бюджете Новосибирской области будут такие средства.

— Насколько активно используется принцип сотрудничества государства и бизнеса при строительстве метро в других городах России и в мире, в целом?

— До сих пор ни один из российских городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, не имеет опыта строительства метрополитена на условиях концессии, за исключением прилегающих к метрополитену торгово-развлекательных объектов. Например, строящейся торгово-развлекательный комплекс у станции метро «Геологическая» в Екатеринбурге с организацией нового входа на станцию и монтажом эскалаторов.

А в мире при строительстве и развитии метрополитенов сотрудничество частных инвесторов и государства взято за основу. Строительство метрополитенов в остальных российских городах практически заморожено. Федеральные субсидии на строительство подземок предоставлены бюджетам Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

— Как можно удешевить строительство метрополитена?

— Плотная застройка Новосибирска с узкими улицами, а также суровые погодные условия не позволяют вынести линии и участки метрополитена на поверхность. При проектировании участка продления Дзержинской линии удалось частично удешевить ее стоимость путем выглубления станции «Гусинобродская» и устройства за ней надземной утепленной эстакады до станции «Молодежная» и далее до электродепо «Волочаевское» вместо подземной проходки тоннелей. Новосибирский метрополитен изначально строился мелкого заложения, что значительно удешевило на фоне метрополитенов глубокого заложения.

— С какими сложностями сталкиваются строители новосибирской подземки?

— Участок от «Березовой рощи» до «Золотой нивы» строился в сложных гидрогеологических условиях, что потребовало разработки в проектной документации специальных способов работ. Среди них: водопонижение, устройство буросекущихся свай, закрепление грунтовых массивов методом струйкой цементации, применение специального горнопроходческого оборудования. На участке от станции «Золотая нива» до станции «Гусинобродская» также потребуется применить специальные способы работ.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 19:33
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 19:33
Все новости Новосибирск
Обезвредившим стрелка в Сиднее прохожим оказался владелец фруктовой лавки Политика, 19:32
Дубль Холанда помог «Манчестер Сити» разгромить «Кристал Пэлас» Спорт, 19:14
В Берлине начались переговоры Зеленского с Уиткоффом и Кушнером Политика, 19:09
Кадыров заявил, что в атакованном БПЛА «Грозном-Сити» были гражданские Политика, 19:05
Лишенный прав водитель устроил ДТП с троллейбусом в Новосибирске Новосибирск, 19:01 
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Стрельба в Сиднее в день празднования Хануки. Видео с дрона Общество, 18:45
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45
Вторая российская конькобежка отобралась на Олимпиаду Спорт, 18:36
Премьер Финляндии анонсировал обсуждение укрепления обороны из-за России Политика, 18:35
Зеленский объяснил, почему большинство заключенных Минск передал Украине Политика, 18:26
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 18:25
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Житель Брянской области погиб при атаке беспилотников ВСУ Политика, 18:00