Зачем новосибирским фрилансерам «выходить из тени»
Федеральная налоговая служба (ФНС) оценивает общее число самозанятых россиян в 20 млн человек. При этом, без регистрации юридического лица или ИП заниматься легальной деятельностью могут только репетиторы, няни и домработницы.
В конце прошлого года была предпринята попытка вывести нелегальных предпринимателей из тени: в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, предоставившие налоговые каникулы самозанятым гражданам, добровольно зарегистрировавшимся в ФНС.
По данным налоговой службы, к 1 октября 2017 года этой возможностью воспользовались всего 595 россиян.
Новый способ, предложенный Титовым, предполагает возможность получения самозанятыми гражданами статуса индивидуального предпринимателя без права найма работников. Кроме того, вышедшим из «тени» бизнесменам не нужно будет сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность, приобретать контрольно-кассовую технику, их работа не будет подпадать под действия законодательства о контроле и надзоре. Объем налоговых отчислений будет зависеть от стоимости патента, цена которого будет варьироваться в диапазоне от 10 до 20 тыс. руб. Поправки, вносимые Титовым, будут распространяться на 45 видов деятельности.
Как считает Кирилл Чемарев, руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», на сегодняшний день нет четкого понимания, кого из россиян можно считать самозанятыми. В связи с этим назвать точное их число, по его мнению, вообще не представляется возможным.
По словам Чемарева, в прошлом году в Российской Академии Народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) подсчитали, что неофициальные заработки являются основной формой дохода для 11,7% россиян. Чемарев также привел данные РАНХиГС, согласно которым, в прошлом году в Новосибирской области насчитывалось 206,5 тыс. самозанятых. На основании этих же данных, в текущем году число незарегистрированных предпринимателей должно было снизиться на одну тысячу человек. Исходя из этих цифр, Новосибирская область занимает 10 место среди российских регионов по числу самозанятых граждан.
Однако Нина Воловская, профессор кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), считает, что результаты таких исследований всегда приблизительны.
— Мы совместно с Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов изучали возможности развития самозанятости среди незанятых граждан в городах, селах и поселках Новосибирской области. Исследование выявило большие проблемы, с которыми сталкиваются люди, решившие встать на нелегкий путь самозанятости. Причем десятилетиями ничего не меняется, а иногда изменения происходили и в худшую сторону, — рассказала Воловская корреспонденту РБК Новосибирск.
До недавних пор по данным ИФНС в Новосибирской области решили зарегистрироваться в качестве самозанятых официально только восемь человек: семь — репетиторы и один — ухаживающий за больными. К 1 ноября их количество выросло до десяти. Для сравнения, в Омской области таких 39, в Красноярском крае - 6, в Томской области - 4. В числе лидеров по самозанятым (кроме столичных регионов) Белгородская область, Крым и Краснодарский край.
Нет повода выходить из тени
Чемарев считает, что легализация самозанятых граждан создаст для их деятельности более комфортные психологические условия. Еще одним плюсом, по мнению эксперта, является наличие у налоговых органов современных устройств, помогающих видеть денежные операции в онлайн-режиме. «Будут понятны источники поступления денег, отправители денег на лицевой банковский счет. Хождение наличных денежных средств затрудняется также в связи с тем, что все потоки, со временем, будут переформатированы в безналичный вид. Одним словом, «вскрывать карты» придется уже в любом случае, и становиться налогоплательщиком в бюджет», — отметил Чемарев.
Однако Воловская считает, что самозанятым жителям Новосибирской области выходить из тени пока незачем. По ее словам, государство теряет из-за «серых» предпринимателей большое число налоговых поступлений, вследствие чего пытается каким-то образом направить эти денежные потоки в свое русло. При этом оно не предоставляет самозанятым никаких преференций и гарантий
«Люди боятся, что через пару лет все изменится, как часто это бывает. Выявят людей, поставят на учет, а потом повысят налоги. Люди не понимают, за что они должны платить. Государство им в их самостоятельной занятости ничем не помогает», — подчеркнула Воловская.
На вопрос о том, кто и как будет отслеживать самозанятых граждан, Чемарев ответил, что в настоящий момент этим вопросом занимаются Минюст, Минфин, Минэкономразвития и Минтруд.
— Каким образом отслеживать — непонятно. Наверное, через движение по банковским счетам граждан. Если деньги регулярно поступают на банковский счет гражданина, который нигде не работает и не является ИП, акционером, участником коммерческого общества, то, скорее всего, он является самозанятым — резюмировал Чемарев.
Действительно, «регулярные зачисления на счет сумм от третьих лиц с последующим обналичиванием» могут стать решающим признаком сомнительной операции согласно 115-ФЗ и Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов». Результат таких «сомнений» у банков часто проявляется в блокировке расчетного счета с занесением клиента в черный список.
Читать по теме: Ваша карта бита: банки блокируют счета из-за требований закона