Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Новосибирск
ВОЗ объяснила название штамма «омикрон» и пропуск двух букв алфавита Общество, 10:34
Трое россиян стали звездами матча НХЛ Спорт, 10:27
В Австралии выявили первые случаи заражения омикрон-штаммом коронавируса Общество, 10:23
Боксер Лопес проиграл Камбососу и лишился трех чемпионских титулов Спорт, 10:12
Гибель канадской бизнес-империи и налог с биткоина. Топ-10 текстов ноября Pro, 10:01
Глазьев предложил правительству добывать водород из недр Земли Бизнес, 10:01
В 2022-м вы заплатите новые налоги с вкладов. Рассказываем, сколько и как Инвестиции, 10:00
Число пострадавших при взрыве на шахте «Листвяжная» выросло до 76 Общество, 09:52
Арабика, робуста или микс: что такое кофейный бленд и для чего он нужен РБК и Coffesso, 09:51
Глава МИД Венгрии заявил о лицемерии стран Европы по отношению к России Политика, 09:45
Власти Гонконга ужесточили карантин для прибывающих из африканских стран Общество, 09:21
«Надо меньше пить». Как эксперты оценили поражение Емельяненко Спорт, 09:16
Скользкая тема: как бизнес теряет миллионы на опасных полах — Bloomberg Pro, 09:12
В России выросли продажи сканеров QR-кодов Технологии и медиа, 09:00
Синхротрон ,  
0 

Интервью: что в Новосибирске сделают в рамках проекта СКИФ в 2020 году

Об итогах 2019 года и основных задачах реализации проекта синхротрона СКИФ в 2020 году рассказал РБК Новосибирск заместитель руководителя проектного офиса ЦКП «СКИФ» ИК СО РАН Яков Ракшун
Яков Ракшун
Яков Ракшун (Фото: sbras.info)

— Что удалось добиться в работе над проектом синхротрона СКИФ в 2019 году?

— Была проделана большая работа, которая закончилась выходом в конце 2019 года постановления правительства России о федеральной адресной инвестиционной программе, в которой определен предельный объем бюджетного финансирования проекта — 37,1 миллиарда рублей и сроки исполнения работ.

Началась отработка технологий создания элементов ускорительного комплекса для ЦКП «СКИФ» — ученые Института ядерной физики СО РАН разработали стенд одного из элементов инжектора, в котором будет происходить первоначальное ускорение электронов.

Различные задачи проекта решают сотни людей — из разных институтов СО РАН, университетов Новосибирска и компаний из Томска, Красноярска, Москвы, Калининграда, Екатеринбурга. 

У нас сформировалась сильная команда, которая состоит из представителей различных организаций. Это все позволило понять общий концептуальный план реализации проекта в срок, определенный Указом президента России.

По сути, сразу с начала 2020 года стартуют работы по проектированию и комплексным инженерным изысканиям. К концу 2023 года у нас должен быть создан источник синхротронного излучения, то есть, произведен физический запуск и тестовые измерения на одной из экспериментальных станций. К концу 2024 года мы должны на всех экспериментальных станциях первой очереди иметь возможность выполнять научные исследования. Срок фиксированный, жесткий, тем не менее, мы готовы исполнить Указ.

Фото:Ульяна Вилкина
Фото: Ульяна Вилкина

— Решен ли вопрос с финансированием? Будут ли в ближайшей перспективе привлекаться средства частных инвесторов?

— Постановление правительства гарантирует нам выделение 37,1 миллиардов рублей. Первый миллиард рублей, который выделят в 2020 году, будет направлен на проектные и изыскательские работы.

В соответствии с постановлением по ФАИП средства на объект распределены по годам следующим образом: 2020 год — 1 млрд руб., 2021 год — 3,4 млрд руб., 2022 год — 10,5 млрд руб., 2023 год — 12,9 млрд руб., 2024 год — 9,3 млрд руб.

Два института: ИК СО РАН и ИЯФ СО РАН уже вложили и продолжают вкладывать свои собственные средства при проведении предпроектных работ. В дальнейшем, на этапе проектирования и строительства, а также для дооснащения технологическим оборудованием пользовательской инфраструктуры, возможно, внебюджетные средства будут привлекаться. Вопрос привлечения частных средств уже пора обсуждать.

Ранее Павел Логачев, директор Института ядерной физики СО РАН, на базе которого реализуется проект «СКИФ», заявил о возможных задержках со строительством Центра из-за нехватки финансирования. Финансирование по созданию синхротрона планировалось начать в прошлом году. Характеристики проекта утвердили в октябре, а постановление о выделении средств Дмитрий Медведев подписал в конце декабря.

— Что планируется делать в 2020 году?

— Самое срочное — это начало проектирования. Мы ожидаем выхода распоряжения Правительства РФ о единственном поставщике услуг в части проектирования в ближайшее время.

Сам объект — ЦКП «СКИФ» — не является ядерным объектом. Но синхротрон внутри него — это источник ионизирующего излучения, и по классификации он относится к объектам атомной энергии. Организация, которая будет проектировать ЦКП, должна иметь все необходимые компетенции в этой области. Такой организацией является проектная организация Росатома — и весь объем работ по ЦКП может спроектировать АО «Центральный проектно-технологический институт» (ЦПТИ).

Выход распоряжения правительства о единственном поставщике услуг в части проектирования ускорит выполнение работ. Выходит распоряжение правительства — определяется генеральный проектировщик и можно заключать договор на выполнение работ и начинать проектирование. Результатом станет проект и уточненная смета работ, которые после прохождения Главгосэкспертизы обеспечат получение разрешения на строительство. На экспертизу проект необходимо отправить в самом начале 2021 года.

А еще мы понимаем, что единственная в России организация, которая делала оборудование для таких установок «под ключ», а также сложные системы и элементы для источников синхротронного излучения 4-го поколения — это ИЯФ СО РАН. Для ускорения работ было бы полезно, чтобы в распоряжении была указана возможность заключения договора с ИЯФ на создание технологического оборудования. Это бы сэкономило самый дорогой ресурс — время.

— Решены ли вопросы с коммуникациями и мощностями на площадке строительства?

— Предварительные технические условия были согласованы. На этапе проектирования одна из задач — получение этих самых условий, обеспечение электричеством на этапе строительства, к моменту запуска объекта и ввода в эксплуатацию. Существует план по развитию существующей Барышевской подстанции АО «РЭС», в соответствии с которым необходимые мощности будут обеспечены.

— Есть ли макет как самого здания синхротрона, так и прилегающей инфраструктуры? Когда планируется его представить?

— В первую очередь должно быть найдено гармоничное архитектурное решение для основного здания, поскольку оно станет образующим для Кольцово. Это один из знаковых объектов для области — такого в мире нигде на тот момент не будет, оно действительно будет передовым, и архитектурный облик должен соответствовать. Вид комплекса должен быть спроектирован в течение следующего года — тогда и будет представлен макет.