Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 июня
EUR ЦБ: 89,01 (+0,97)
Инвестиции, 16:23
Курс доллара на 10 июня
USD ЦБ: 82,64 (+0,55)
Инвестиции, 16:23
Все новости Новосибирск
Военная операция на Украине. Главное Политика, 17:33
МИД Украины вызвал поверенного Венгрии из-за передачи пленных Будапешту Политика, 17:30
Набиуллина дала совет россиянам хранить сбережения в рублях Инвестиции, 17:30
Европейские компании заявили о новых возможностях в России Экономика, 17:13
Аналитический сторителлинг: как использовать в программах обучения Pro, 17:10
Как выглядит крыша офисного здания в Белгороде, куда упал дрон. Видео Политика, 17:07
Грета Тунберг провела свою последнюю школьную забастовку Общество, 17:02
ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
На интенсиве РБК Pro вы научитесь использовать чат-бот для решения ваших задач
Купить интенсив
Дзюба отреагировал на слив новых интим-видео Спорт, 17:01
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 17:00
В Росавиации назвали плюсы второго воздушного коридора в Сочи Общество, 16:53
Нейросеть для инвестиций. Можно ли доверить ей свой портфель Pro, 16:50
ЦБ допустил страхование с господдержкой для жителей на границе с Украиной Финансы, 16:45
Сербский тренер из Саудовской Аравии отказался возглавить «Динамо» Спорт, 16:42
Как быстро отыскать нужную вещь при огромном выборе в магазинах офпрайс РБК и Familia, 16:40
Новосибирск ,  
0 

Как изменились требования к высокорисковым заемщикам из-за ограничений ЦБ

Банк России установил макропруденциальные лимиты по необеспеченным потребительским кредитам с 1 января 2023 года. Теперь выдача высокорискованных займов стала менее выгодной. О последствиях этого нововведения РБК Новосибирск рассказали опрошенные эксперты
Фото: РБК Новосибирск
Фото: РБК Новосибирск

Как сообщил генеральный директор МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм») Павел Волков, применение макропруденциальных лимитов (МПЛ) отразилось на кредитной политике компаний — многие были вынуждены снижать риск-аппетиты и уровень одобрения, чтобы проходить под новые требования ЦБ.

«По данным НБКИ, в 2022 году количество выданных потребительских кредитов сократилось на 27%. У себя мы тоже отмечали некоторое снижение, но оно было значительно меньше, чем в банковском секторе», — сказал спикер.

По словам генерального директора МФК «Честное слово» Андрея Петкова, пока нет однозначного ответа, как МПЛ повлияли на показатели. На портфеле отражаются скорее прошлогодние тенденции, которые напрямую с МПЛ не связаны.

Генеральный директор МФК «Займер» Роман Макаров согласен с тем, что судить о влиянии новых макропруденциальных лимитов на портфель в первом квартале пока преждевременно: сроки по всем мартовским договорам займов еще не истекли.

«Наша кредитная политика в первом квартале 2022 и в первом квартале 2023 года отличается радикально: с конца прошлой зимы на фоне известных событий были существенно усилены требования к клиентам, особенно к излишне закредитованным, и жесткий отбор заемщиков остается для нас реальностью уже более года», — сказал он.

Усиление конкуренции за заемщиков

Павел Волков считает, что конкуренция, особенно за качественных заемщиков, действительно усиливается. В новых условиях компании готовы платить гораздо больше, чем раньше, за привлечение клиента без проблем с кредитной нагрузкой.

«Игроки рынка сейчас находятся в стадии накопления клиентского потока и готовятся к последующим ужесточениям регулирования и снижению ставки до 0,8% с 1 июля 2023 года. Очевидно, что в более жестких условиях проще работать с хорошей базой повторных клиентов», — сказал он.

Как рассказал Андрей Петков, компании перестраивают свои стратегии лидогенерации, работают над увеличением вовлеченности аудитории и наращивают жизненный цикл клиента.

«Стоимость привлечения нового клиента выросла на 10-15% в зависимости от поставщика, — сообщил Роман Макаров. — Регулирование требует от МФО обслуживания максимально не обремененных долгами граждан, но ведь есть еще и риск-политики самих компаний, диктующие в этих условиях выбирать исключительно надежных и финансово обеспеченных клиентов. За них МФО готовы платить больше, и это поддерживает конкуренцию кредиторов».

Управляющий директор МФК «Лайм-Займ» Олеся Киселева отметила, что сейчас на рынке в отношении новых клиентов применяется более агрессивное таргетирование, в отношении повторных — усиленное напоминание клиенту о себе после погашения.

«Поскольку такие рассылки используются всеми компаниями и производятся примерно в одно и то же время, на рынке начинает проявляться «клиентская усталость» — клиенты отзывают согласия на получение рекламных сообщений, но продолжают обращаться за займами», — констатировала эксперт.

Последствия введения МПЛ

«МПЛ — это, скорее, инструмент борьбы с закредитованностью, чем средство улучшения качества заемщиков. У человека в тяжелом финансовом положении не пропадает потребность в заемных средствах и ограничениями эту потребность не убрать. Получив отказ в легальных кредитных организациях, человек будет вынужден обращаться к нелегальным. Все это грозит активизацией «серого» рынка», — уверен Павел Волков.

При этом как временный эффект не исключено увеличение числа банкротств и судебных взысканий, отметил Андрей Петков, поскольку заемщикам ограничат возможность рефинансировать накопленные долги.

«Глобально у клиента есть два пути снижения кредитной нагрузки. В первом случае он добровольно сокращает свои траты, а во втором уже в силу внешних ограничений меньше берет в долг», — заключила Олеся Киселева.

Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте

Авторы