Вопрос недели: должна ли ФСБ получать переписку пользователей месседжеров
РБК Новосибирск обратился к авторитетным жителям Новосибирска с вопросом: должны ли владельцы мессенджеров и соцсетей сохранять конфиденциальность данных пользователей от спецслужб?
Оксана Москвичева, директор дополнительного офиса «Центральный» Райффайзен банка:
— Вся информация должна быть защищена, и ни один госорган не имеет право ее получать. В свою очередь право каждого человека — неразглашение личной, конфиденциальной информации.
Сергей Бойко, экс-директор новосибирского филиала оператора «Авантел»:
— Конечно я понимаю, что существуют реальные террористы и педофилы, и они тоже пользуются мессенджерами. В год суды удовлетворяют десятки тысяч запросов ФСБ на прослушивание — столько террористов и педофилов у нас нет. Кроме того, у ФСБ есть система форм, с помощью которых они могут получить доступ к нашей переписке и звонкам. Учитывая, что в наших спецслужбах работают такие же люди — они могут быть недобросовестны, коррумпированы и прочее. Я считаю, что пока в ФСБ работают обычные, «неволшебные» люди — доступ предоставлять им нельзя.
Георгий Андреев, депутат горсовета (КПРФ):
— Я уверен, что участие спецслужб в работе мессенджеров может создать нездоровую ситуацию. У нас, к сожалению, не редки случаи превышения должностных полномочий со стороны спецслужб. И эти данные могут быть использованы в коммерческих и политических целях. Для защиты от терроризма можно пойти на многое, но посягать на мессенджеры пока рано.
Алексей Карнаухов, управляющий бизнес-центром «Double Hill»:
— Это скользкий вопрос, и у меня по нему двоякое мнение, но все равно личная конфиденциальность у человека должна сохраняться — так или иначе. В этой жизни не бывает черного и белого, а значит, всегда должен быть контроль над ситуацией, но вопрос в том — кто это контролирует и какими методами.
Дмитрий Винник, старший научный сотрудник института философии и права СО РАН:
— Дурова просят давно, и не только ФСБ, но и ФБР, и прочие контрразведки. Закон исполнять следует, но следует и иметь в виду, что правоохранительные органы имеют право получать доступ к данным только по решению суда или в особых случаях серьезной угрозы безопасности. Нельзя давать возможность потокового анализа содержания переписки. Это допустимо только для метаданных [дополнительные данные вроде геопозиции или названия операционной системы смартфона]
Алексей Крестьянов, директор юридической фирмы «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов»:
— Нет, не должны.