Мнение: вторая волна COVID-19 началась две недели назад
Первый заместитель директора ФИЦ ИВТ Андрей Юрченко:
— Фактически, повторная пандемия коронавирусной инфекции началась уже некоторое время назад — последние две недели мы наблюдаем устойчивый рост заболеваемости как один из признаков. Однако ориентируемся в первую очередь по совокупности косвенных параметров, а также показателям смертности, поскольку реальный показатель по заболеваемости выяснить не представляется возможным: массового тестирования на COVID-19 не проводится, случаи бессимптомного течения не попадают в статистику совсем, а легкое течение приписывается ОРВИ или раннему началу сезонного гриппа.
Реальное количество заболевших неизвестно, однако, анализ больших данных позволяет выявить разного рода закономерности, такие как соотношение показателей между друг другом, скачкообразный характер прироста, возврат коронавирусных ограничений рядом регионов, информацией о возвращении дистанционного образования в школах и другими косвенными признаками, совокупность которых является достаточной для формирования гипотез.
По мнению известного вирусолога Сергея Нетесова, вторая волна заболеваемости коронавирусной инфекции в целом в мире началась в начале июля. А в России ее началом можно считать вторую неделю сентября, если судить по росту дневной заболеваемости. Это время начала второй волны было вполне прогнозируемым из-за старта занятий в школах и других учебных заведениях, а также открытия части кафе и ресторанов. На взгляд профессора достаточно одного критерия для определения начала второй волны: подъема дневной заболеваемости при прочих равных условиях и в первую очередь — числа проводимых тестов на РНК вируса.
То же самое подтверждает математическое моделирование с помощью метамодели: стоит только снизить уровень социальной дистанции, как возникает вторая волна. В данном примере уровень социальной дистанции был снижен с 8.5 до 4 с 1 сентября. Также в возникновение второй волны вносит свой вклад сезонный фактор.
Текущая статистика, в частности, доступная на сайте Новосибирской области, существенно занижает уровень инфицированных согласно модели. По данным многих исследований коэффициент смертности от COVID-19 (infection fatality ratio, IFR) составляет 0.3%. Таким образом, если в Новосибирске сейчас от COVID-19 умирает 3-4 человека в день, то число инфицированных должно быть никак не менее 1000 — 1300 человек в день.
Разница между количеством выявленных заболевших и количеством выписанных пациентов, предложенная коллегами из ВШЭ, на наш взгляд, является недостаточно точным показателем — неизвестно точное количество выявленных случаев, а сама положительная динамика может быть ложноположительным сигналом — как только динамика по заболевшим выйдет на устойчивый рост, врачам придется массово выписывать в том числе и на домашнее долечивание из-за нехватки мест в стационарах.
Следует отметить, что из-за естественной мутации вируса произошел ряд изменений в течении заболевания: зафиксировано снижение процента смертности и увеличение числа бессимптомных носителей, а также изменение в симптоматике — из-за отсутствия отделяемого со слизистых коронавирус может хуже определяться методами ПЦР-диагностики, что также влияет на официальную статистику.