Лента новостей
Все новости Новосибирск
СМИ назвали цель визита российских военных в Венесуэлу Политика, 06:50 «Коммерсантъ» узнал о претензиях к РЖД из-за транспортного узла Москвы Политика, 06:43 CNN сообщил о недовольстве демократов расследованием «российского дела» Политика, 06:37 Насколько вы склонны к риску: тест РБК и Сбербанк, 06:30 В рамках «Транссибирского Арт-фестиваля 2019» пройдет концерт «Тангейзер» Пресс-релиз, 06:05  Конференция «Horeca. Перезагрузка»: скоро в Новосибирском Экспоцентре Пресс-релиз, 05:53  Эрдоган предложил сменить статус собора Святой Софии на мечеть Политика, 05:51 Диверсанты устроили взрыв на военной базе США в Японии Общество, 05:28 В Совбезе не увидели препятствий для изменения формата ДРСМД Политика, 05:22 Президент Румынии осудил слова премьера о переносе посольства в Иерусалим Политика, 05:00 Как полюбить овощи и питаться правильнее РБК и Philips, 04:46 Суд ликвидировал Камчаткомагропромбанк Финансы, 04:16 В S7 Space подтвердили планы отменить контракт по украинским ракетам Бизнес, 04:07 Патрушев сообщил о предотвращении 19 терактов в 2018 году Общество, 03:59
Новосибирск ,  
0 
Правительство области потратит 180 млн руб. на защиту от «прослушки»
На сайте госзакупок опубликованы тендеры на заказ оборудования для защиты информации от утечки и на переоснащение рабочих мест. Суммарная максимальная цена закупки составляет почти 185 млн руб.
Фото: sova.news

Дорогая защита

Первый тендер на 97 млн руб. предполагает заказ 281 единиц «программно-аппаратных комплексов криптографической защиты от утечки по акустическому, виброакустическому и акустоэлектрическому каналам». Такая защита предназначена для предупреждения утечки информации к потенциальным злоумышленникам через устные, телефонные разговоры в защищаемых помещениях, как через внедряемые в помещения устройства, так и без их помощи, извне.

Среди учреждений, в которые планируется установить или модернизировать существующие комплексы защиты учреждения, потенциально обладающие информацией высокой секретности — правительство, министерства, администрации районов, так и организации, заботящиеся о сохранности персональных данных жителей региона — медучреждения, отделы пособий и социальных выплат, ГАУ МФЦ. Также в списке присутствует МКУ НСО «Земельное бюро», ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» и Новосибирская филармония.

В тендерной документации речь идет о средствах криптозащиты информации ViPNet. Производителем является ОАО «ИнфоТеКС». Вторая закупка на 88 млн. руб. связана с услугами по переоснащению защищенных сетей и предоставлением неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение того же ViPNet. Заказчиком тендеров выступил департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, срок выполнения работ первому этапу составляет три рабочих дня, остальные этапы работ по договору должны быть выполнены до конца сентября 2019 года включительно.

Как сообщил РБК Новосибирск источник, экспертный в сфере защиты информации, в размещенных департаментом документах есть ряд спорных моментов. «Например, в проекте указан только товар марки ViPNet без упоминания «или аналогичный», — отметил эксперт. Он также сказал, что оценить конкурентность предлагаемых цен сложно, но участие лишь одного или двоих поставщиков также может являться показателем завышения.

По мнению гендиректора компании «Аукционы и тендеры» («АиТ») Александра Володина, завышения цены в контракте нет: «Мы спрашивали у наших клиентов, которые ориентируются на эту продукцию. Завышения в ценах они не заметили. Несмотря на это, согласно 44-ФЗ, в документации должно быть упоминание о возможности поставки эквивалента, а его нет».

Специалисты пресс-службы правительства со ссылкой на департамент информатизации пояснили, что документация об указанных аукционах разработана в полном соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. По словам представителей правительства, включение слов «или эквивалент» является обязательным «за исключением случаев несовместимости товаров [...] с товарами, используемыми заказчиком, как в случае с вышеуказанными закупками». Техническая совместимость программных комплексов, имеющихся в инфраструктуре защищенных сетей  правительства, «в связи с использованием различных технологий формирования и взаимодействия криптографических ключей, построенных на базе алгоритма шифрования ГОСТ», на данный момент, по словам представителей департамента информатизации, отсутствует.

К каждому тендеру прикреплено четыре документа. При этом в обоих случаях файл с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта скачать и открыть ни журналистам и редакторам РБК Новосибирск, ни экспертам редакции не удалось. «Ранее мы с таким сталкивались, — комментирует Володин. — Вероятно, обоснования цены попросту нет, так как конкурентов немного», — считает он.

По запросу РБК Новосибирск специалисты пресс-службы правительства направили отдельные файлы с обоснованием цены, пояснив, что по их мнению, изначальные файлы не повреждены и доступны к ознакомлению.

Сложности закупки

По мнению эксперта РБК Новосибирск, возможно, что заказ комплексов делался под конкретного поставщика, так как в приложениях к закупке скопированы спецификации готовых устройств с сайта производителя. «Например, требование «Java-апплет [используются для предоставления интерактивных возможностей веб-приложений] мониторинга текущего состояния» явно необоснованно. Какая разница заказчику, как будет мониториться состояние Java — апплетом или приложением, использующим другие технологии вывода информации на Web-страницу?», — рассуждает спикер.

Гендиректор «АиТ» отметил, что вопросы вызывают сроки поставки по двум позициям и сроки оказания услуг по первому этапу — в течение трех дней с момента заключения контракта. Это может свидетельствовать, что оборудование или в пути, или уже прибыло в Новосибирск. «Заказчик должен обосновать целесообразность данного запроса», — говорит Володин.

Он считает, что теоретически сменить оборудование на ​альтернативное возможно, но это будет значительно дороже апгрейда. «ViPNet уже стоит, и проводится модернизация в рамках 44 ФЗ. Правительство понять можно, оно не знает, как организовать закупку в рамках закона, не нарушая его», — поясняет Володин.

По словам специалиста пресс-службы правительства, закупка оборудования иного производителя, несовместимого с имеющимся, «неизбежно повлечет необходимость замены всей существующей инфраструктуры защищенных сетей Новосибирской области, что будет являться неэффективным расходованием бюджетных средств и вызовет перебои в предоставлении государственных и муниципальных услуг в связи с данной заменой».