Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 июня
EUR ЦБ: 87,1 (+0,52)
Инвестиции, 02 июн, 16:14
Курс доллара на 3 июня
USD ЦБ: 80,88 (-0,09)
Инвестиции, 02 июн, 16:14
Все новости Новосибирск
Минобороны показало видео уничтожения техники ВСУ при попытке наступления Политика, 02:19
Гладков сообщил о пожаре на энергообъекте в Белгородском районе Политика, 02:05
Депутат Глишич призвал сербского министра экономики «закрыть грязный рот» Политика, 01:49
Генерал Герасимов был на «передовом пункте» во время наступления ВСУ Политика, 01:30
Минобороны заявило о масштабном наступлении ВСУ в ДНР Политика, 01:20
Шведский футболист Ибрагимович объявил о завершении карьеры Спорт, 01:07
Компании рассказали, какие средства борьбы с дронами покупают в Москве Общество, 01:00
Счастье — это навык, который можно развить
Научитесь фокусироваться на хороших моментах и наслаждаться жизнью на интенсиве РБК Pro
Купить интенсив
В Горловке после обстрела оказался полностью разрушен жилой дом Политика, 00:44
Рогов заявил о тревожной ситуации в Запорожской области Политика, 00:23
Эксперты оценили сроки повышения ключевой ставки Финансы, 00:00
Где у россиян больше всего различаются доходы. Инфографика Экономика, 04 июн, 23:50
В США упал самолет, на перехват которого поднимали истребители Политика, 04 июн, 23:21
Курский губернатор сообщил о сбитом над Суджей беспилотнике «Азова» Политика, 04 июн, 23:13
Кадыров предложил направить чеченские силы в Белгородскую область Политика, 04 июн, 23:06
Новосибирск ,  
0 

Правительство области потратит 180 млн руб. на защиту от «прослушки»

На сайте госзакупок опубликованы тендеры на заказ оборудования для защиты информации от утечки и на переоснащение рабочих мест. Суммарная максимальная цена закупки составляет почти 185 млн руб.
Фото: sova.news
Фото: sova.news

Дорогая защита

Первый тендер на 97 млн руб. предполагает заказ 281 единиц «программно-аппаратных комплексов криптографической защиты от утечки по акустическому, виброакустическому и акустоэлектрическому каналам». Такая защита предназначена для предупреждения утечки информации к потенциальным злоумышленникам через устные, телефонные разговоры в защищаемых помещениях, как через внедряемые в помещения устройства, так и без их помощи, извне.

Среди учреждений, в которые планируется установить или модернизировать существующие комплексы защиты учреждения, потенциально обладающие информацией высокой секретности — правительство, министерства, администрации районов, так и организации, заботящиеся о сохранности персональных данных жителей региона — медучреждения, отделы пособий и социальных выплат, ГАУ МФЦ. Также в списке присутствует МКУ НСО «Земельное бюро», ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» и Новосибирская филармония.

В тендерной документации речь идет о средствах криптозащиты информации ViPNet. Производителем является ОАО «ИнфоТеКС». Вторая закупка на 88 млн. руб. связана с услугами по переоснащению защищенных сетей и предоставлением неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение того же ViPNet. Заказчиком тендеров выступил департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, срок выполнения работ первому этапу составляет три рабочих дня, остальные этапы работ по договору должны быть выполнены до конца сентября 2019 года включительно.

Как сообщил РБК Новосибирск источник, экспертный в сфере защиты информации, в размещенных департаментом документах есть ряд спорных моментов. «Например, в проекте указан только товар марки ViPNet без упоминания «или аналогичный», — отметил эксперт. Он также сказал, что оценить конкурентность предлагаемых цен сложно, но участие лишь одного или двоих поставщиков также может являться показателем завышения.

По мнению гендиректора компании «Аукционы и тендеры» («АиТ») Александра Володина, завышения цены в контракте нет: «Мы спрашивали у наших клиентов, которые ориентируются на эту продукцию. Завышения в ценах они не заметили. Несмотря на это, согласно 44-ФЗ, в документации должно быть упоминание о возможности поставки эквивалента, а его нет».

Специалисты пресс-службы правительства со ссылкой на департамент информатизации пояснили, что документация об указанных аукционах разработана в полном соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. По словам представителей правительства, включение слов «или эквивалент» является обязательным «за исключением случаев несовместимости товаров [...] с товарами, используемыми заказчиком, как в случае с вышеуказанными закупками». Техническая совместимость программных комплексов, имеющихся в инфраструктуре защищенных сетей  правительства, «в связи с использованием различных технологий формирования и взаимодействия криптографических ключей, построенных на базе алгоритма шифрования ГОСТ», на данный момент, по словам представителей департамента информатизации, отсутствует.

К каждому тендеру прикреплено четыре документа. При этом в обоих случаях файл с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта скачать и открыть ни журналистам и редакторам РБК Новосибирск, ни экспертам редакции не удалось. «Ранее мы с таким сталкивались, — комментирует Володин. — Вероятно, обоснования цены попросту нет, так как конкурентов немного», — считает он.

По запросу РБК Новосибирск специалисты пресс-службы правительства направили отдельные файлы с обоснованием цены, пояснив, что по их мнению, изначальные файлы не повреждены и доступны к ознакомлению.

Сложности закупки

По мнению эксперта РБК Новосибирск, возможно, что заказ комплексов делался под конкретного поставщика, так как в приложениях к закупке скопированы спецификации готовых устройств с сайта производителя. «Например, требование «Java-апплет [используются для предоставления интерактивных возможностей веб-приложений] мониторинга текущего состояния» явно необоснованно. Какая разница заказчику, как будет мониториться состояние Java — апплетом или приложением, использующим другие технологии вывода информации на Web-страницу?», — рассуждает спикер.

Гендиректор «АиТ» отметил, что вопросы вызывают сроки поставки по двум позициям и сроки оказания услуг по первому этапу — в течение трех дней с момента заключения контракта. Это может свидетельствовать, что оборудование или в пути, или уже прибыло в Новосибирск. «Заказчик должен обосновать целесообразность данного запроса», — говорит Володин.

Он считает, что теоретически сменить оборудование на ​альтернативное возможно, но это будет значительно дороже апгрейда. «ViPNet уже стоит, и проводится модернизация в рамках 44 ФЗ. Правительство понять можно, оно не знает, как организовать закупку в рамках закона, не нарушая его», — поясняет Володин.

По словам специалиста пресс-службы правительства, закупка оборудования иного производителя, несовместимого с имеющимся, «неизбежно повлечет необходимость замены всей существующей инфраструктуры защищенных сетей Новосибирской области, что будет являться неэффективным расходованием бюджетных средств и вызовет перебои в предоставлении государственных и муниципальных услуг в связи с данной заменой».

Авторы