Перевозчики мусора уходят с Новосибирского рынка: чем это чревато
Директор компании ООО «Оператор Эко-Сфера» Владимир Булычев сообщил, что контракт на вывоз мусора между регоператором ООО «Экология-Новосибирск» и перевозчиками «ЛаТранс», «ЭкоЛайн» и «ЭКО-ЛАЙН», которые вывозят мусор в Искитимском районе области, Ленинском и Заельцовском районах города, с января продлен не будет.
В администрации города и области было направлено письмо с предложением выработать решение, как будет происходить смена перевозчика. По словам Булычева, три компании регулируют около четверти рынка, они планируют продать третьим лицам порядка 20 мусоровозов и 5 тыс. мусорных контейнеров.
ООО «ЛаТранс» указывает, что в аукционе на следующий год компания не принимала участие из-за нерешенности вопроса об оплате регоператором существующей задолженности, которая оценивается в 108 млн. руб. «Эколайн» сообщает о 116,1 млн.руб. долга. Кроме этого, перевозчики уверены, что формирование лотов на конкурс следующего года противоречит правилам, установленным постановлением правительства, и нарушает нормы закона о защите конкуренции.
В Арбитражный суд на «Экологию-Новосибирск» по взысканию задолженности подано три иска от ООО «ЛаТранс», «ЭКО-ЛАЙН» и «Эко-лайн». Заявленный размер требований составил по 810 тыс. руб. Рассмотрение дел назначено на первую декаду декабря.
«ООО «Экология-Новосибирск» заплатила с апреля по июль по 60% выставленных сумм за месяц, за август 8% от выставленной суммы, за сентябрь — ноль, за октябрь — 8%, за ноябрь — 1 млн руб.», — прокомментировал ситуацию Булычев.
По словам Вадима Агеенко, депутата Заксобрания Новосибирской области, ситуация обретает особую значимость в свете острой нехватки мусорных контейнеров в регионе. По данным МинЖКХ, она оценивалась в 45 тыс. контейнеров. Муниципалитеты и региональный бюджет не имеют возможности закупить значимую часть от этого дефицита, — по расчетам РБК Новосибирск, чтобы покрыть весь дефицит надо около 5 млрд руб. В тарифе регоператора на текущий год приобретение контейнеров не было заложено.
«С 2020 года при установлении предельного единого тарифа запланировано включение затрат регоператора на приобретение контейнеров в размере, не превышающем 1% от необходимой валовой выручки», — пояснили РБК Новосибирск в пресс-службе правительства. Если исходить из выручки «Экологии-Новосибирск» в размере 2,2 млрд руб. в год, сумма на приобретение контейнеров должна составить около 22 млн руб., на эти деньги можно купить около 1,3 тыс. контейнеров.
«Выпавшие» из схемы 5 тыс. контейнеров, которые стоят примерно 70 млн руб., образуют значительную брешь, закрыть которую за месяц как властям, так и новым перевозчикам будет нелегко.
История конфликта между регоператором и перевозчиками
Летом перевозчики обратились с жалобами в Заксобрание, правительство региона и с сообщением о большой сумме долга перед ними. Второй повод — ситуация с актами выполненных услуг, на которых регоператор указал, что услуги принимаются в размере 60%, а оставшиеся 40% могут быть приняты только после проведения дополнительной проверки. Сверка по всем компаниям по состоянию на 23 ноября закончена не была: руководитель «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова сообщила, что по трем лотам материалы находятся в суде, по пяти — завершаются проверочные мероприятия.
«Проверка проведена с использованием данных системы ГЛОНАСС, — указывала Анисимова. — Практически у всех операторов выявлены замечания, такие, как «мусоровоз не останавливался на указанной площадке», «не было заезда на указанную улицу», «остановка менее 30-40 секунд». При этом в отчетах об исполнении услуг по транспортированию, данные объемы ТКО представлены для оплаты. С компаниями-перевозчиками ведется корректировка объемов вывезенных отходов».
По информации перевозчиков ситуация в компаниях различная: Александр Волков, директор группы компаний «Арктика Сити», сообщил, что по его компаниям процесс сверки завершается. «По размеру корректировок есть как 0%, так и 15%, 35%, и 53%-56%, — отметил он. — По платежам динамика положительная». По словам другого перевозчика, акты с его компанией не подписаны. «Согласиться с такой скидкой могли только те, кто уходит из бизнеса», — отметил он. «Мы указали в актах ровно то, что мы вывозим, никакого завышения объемов нет», — отмечал в комментарии редакции Сергей Каракчеев, директор ООО «ЭКО-ЛАЙН», которая решает конфликт с регоператором в суде.
Позиция власти
В октябре вице-губернатор Сергей Семка предложил перевозчикам идти в суд за взысканием долга и сообщил, что правительство намерено довести до конца вопрос с актами сверки и нормализацией расчетов. По его словам, проблемы возникли из-за того, что договорах между регоператором и перевозчиками нет порядка проверки выполненных работ.
«На сегодняшний день инициировать процедуру лишения статуса регионального оператора ООО «Экология-Новосибирск» по данному основанию (неплатежи, — прим. ред.) невозможно, поскольку нет актов сверки между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО», — заявил замминистра ЖКХ и энергетики области Андрей Михайлов в комментарии РБК Новосибирск.
История с госконтрактом
Осенью были объявлены конкурсные процедуры на вывоз мусора на 2020 год. Из шести объявленных аукционов стартовая стоимость одного из них составляет 1,3 млрд руб., в него включена большая часть территории города. Победителю по условиям надо представить регоператору обеспечительный платеж на сумму 261,9 млн руб. (20% суммы контракта). Такая значительная сумма, по мнению участников рынка, ограничивает число компаний, которые могли бы бороться за такой контракт.
В региональном управлении Федеральной антимонопольной службы сообщили, что будут рассмотрены жалобы от трех перевозчиков твердых коммунальных отходов, которые заявили о нарушении ООО «Экология — Новосибирск» федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По данным сайта госзакупок, до участия в аукционе было допущено две заявки. 27 ноября в результате торгов цена контракта снизилась до 0,98 млрд. Результаты проведения аукциона на момент публикации заметки неизвестны.