Сбой и ограничения WhatsApp* в Новосибирской области: все, что известно
В Новосибирской области с 25 ноября происходят массовые сбои в работе мессенджера WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России). РБК выяснил, какова позиция телеком-операторов, Роскомнадзора, что советуют эксперты по кибербезопасности и какие перспективы.
С чего все началось
В Новосибирской области сбой WhatsApp фиксируют практически всю неделю, во вторник, 25 ноября, число жалоб от пользователей, по данным платформы сбой.рф, резко взлетело.
Новосибирская область стабильно входила в лидеры по числу жалоб на сбой мессенджера, к середине недели данные об ограничениях стали поступать из центральной части страны.
Позиция телеком-операторов
«МегаФон» и «Билайн» не ограничивали работу WhatsApp, заявили операторы в комментарии РБК. Сети «МегаФона» и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») работают штатно, со своей стороны операторы ограничений не вводили. В «ВымпелКоме» отметили, что перебои в работе иностранных мессенджеров «могут быть связаны с действиями и ограничениями регуляторов».
Позиция Роскомнадзора
Роскомнадзор продолжает вводить ограничительные меры в отношении мессенджера WhatsApp (принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена), поскольку платформа не выполняет требования, направленные на пресечение преступлений на территории России, сообщили РБК в пресс-службе РКН.
По версии федеральной службы, WhatsApp используется для организации терактов в России и вербовки их исполнителей, а также «для мошеннических и иных преступлений против наших граждан».
«Ограничения вводятся поэтапно, позволяя перейти пользователям на использование других мессенджеров. <...> В случае если требования российского законодательства так и не будут выполнены мессенджером, то он будет полностью заблокирован», — предупредили в Роскомнадзоре.
Постепенная деградация звонков в WhatsApp началась в августе. В октябре Роскомнадзор сообщил о частичном ограничении работы мессенджера, объяснив это необходимостью «противодействия преступникам».
В конце октября Роскомнадзор (РКН) сообщил о частичном ограничении WhatsApp и Telegram для «противодействия преступникам».
В Госдуме 26 ноября заявили, что блокировка мессенджера в России является «вопросом времени», такую позицию выразил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин в своем телеграм-канале. Немкин заявил, что за последние месяцы количество атак на пользователей WhatsApp выросло в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом.
Эксперты — о причинах
Руководитель комитета по информационным технологиям Новосибирского областного отделения «Опора России» Константин Медведев констатирует, что в ходе ряда экспериментов с использованием VPN, стало понятно, что проблему они не решают. «Мессенжеры по-прежнему могут работать нестабильно, с той или иной долей вероятности какой-то функицонал отказывает, причем «глюки» разнятся от платформы к платформе: iOS, Android, Win, Mac», - говорит Медведев.
«Проблемы в работе мессенджера WhatsApp носят системный характер и связаны с текущей внешнеполитической обстановкой, о рисках использования мессенджера неоднократно предупреждали, однако пользователи в большинство своем реагировали по принципу «пока гром не грянет», — отмечает Андрей Иванов, кандидат технических наук, заведующий кафедрой защиты информации Новосибирского государственного технического университета НЭТИ.
«WhatsApp принадлежит иностранной компании Meta (признана экстремистской и запрещена в России) и серверы его находятся за пределами России интернет-инфраструктура операторов сотовой связи, через которую он функционирует находится в сфере обслуживания отечественных операторов связи, которые исполняют требования Россвязи, Роскомнадзора, ФСБ и ряда других ведомств, — поясняет Григорий Осипов, независимый эксперт в сфере управления рисками, экономической безопасности, аналитики данных и криптовалют. -Вероятнее всего, случившиеся ограничения работы WhatsApp это очередная волна проверки требований регуляторов».
«Речь идет о системных, а не временных перебоях в работе, поскольку WhatsApp является зарубежным сервисом, запрещенным к использованию, в частности, в госсекторе, — продолжает Осипов. — Проблемы могут затронуть и другие иностранные мессенджеры, в связи с чем рекомендации переводить рабочие и иные процессы коммуникации в отечественный мессенджер абсолютно оправданны».
Оценка перспектив
«Перспективы действительно не радужные — с учетом складывающейся риторики его могут полностью заблокировать в угоду принудительного использования мессенджера MAX, вопрос, насколько быстро это произойдет и обеспечит ли отечественная альтернатива требуемый уровень безопасности, — говорит Григорий Осипов. — Желание использовать отечественные решения в качестве мессенджеров для граждан правильное решение с точки зрения безопасности, однако методы борьбы за пользователей я бы не назвал конкурентными, так как функционал мессенджеров примерно одинаковый, но именно WhatsApp прижился благодаря простоте и доступности».
«Max дорабатывают с точки зрения развития функционала, радует качество связи, с ним точно нет подобных рисков, поскольку это отечественный мессенджер, все мощности которого расположены на территории нашей страны, — уверен Андрей Иванов. — Max активно развивается с точки зрения интеграции в экосистему различных сервисов, что сделает его более удобным для пользователей».
Риски для пользователей и что делать
Для пользователей, которые обменивались сообщениями через WhatsApp, и другими мессенджерами не пользовались, безусловно текущая ситуация очень неприятная, полагает Осипов. «С учетом того, что большая часть населения страны люди немолодые — освоить что-то новое не всегда получается быстро», — говорит он.
Андрей Иванов из НГТУ полагает, что сейчас основные риски пользователей WhatsApp — в потере ранее присланных файлов. «Необходимо сделать резервные копии, сохранить все возможные и нужные файлы и перевести критически важную переписку в другие мессенджеры», — говорит эксперт.
