В Новосибирске упало число фирм-«однодневок»
По параметру адрес массовой регистрации доля компаний с таким признаком упала за два года в 26 раз. Если на начало 2017 года более четверти новосибирских компаний имели «массовые» адреса, то на январь текущего года их количество снизилось до 1% и составило 1209 компаний. «Массовый» адрес характерен для локации офиса в любом офисном центре: компании, для того, чтобы избавиться от черной метки в ЕГРЮЛ, предпринимателю надо уточить номер офиса, подтвердить договор аренды с собственником здания.
Более половины новосибирских компаний (52,5%) имеют минимальный размер уставного капитала — 10 тысяч рублей. При этом их число и доля в последние два года увеличилось на 13%, а в абсолютных значениях более чем на девять тысяч.
По параметру «массовый учредитель / руководитель» доля компаний с таким признаком снизилась более чем в шесть раз. Если два года назад почти каждую третью компанию возглавлял «массовый» руководитель/учредитель, то на текущий период эти признаки зафиксированы примерно в каждой двадцатой компании. Всего таких в Новосибирске 5,2 тыс.
Общее число зарегистрированных компаний в Новосибирской области за два года снизилось почти на 13 тысяч (8,9%). При этом доля юрлиц, предоставляющих налоговую отчетность, за тот же период выросла на 7,5% и составило более 85%.
Абсолютное число компаний-«молчунов», не сдающих отчетность, упало за два года более чем на 10 тысяч. В 2019 году отчетность в ФНС не сдала одна из семи компаний, всего таких 16,1 тыс.
Что такое однодневка
Под «фирмой-однодневкой» ФНС подразумевает юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности и, как правило, не представляющее налоговую отчетность. Создаются такие фирмы, чтобы их искусственно включить их в цепочку хозяйственных связей. При этом налогоплательщик и фирма-однодневка, которая формально не имеет к нему отношения, совершают «согласованные противоправные действия», писала ФНС. К признакам однодневок относятся минимальный размер уставного капитала, массовый адрес регистрации, подача отчетности с нулевыми показателями или ее отсутствие, отсутствие штата персонала, отсутствие материальных и административных ресурсов, подозрительные хозяйственные операции, отсутствие упоминаний о компании, а также дата регистрации, близкая к дате совершения сомнительной сделки.
Согласно материалам Налоговой службы, число компаний «с признаками фиктивности» в России в 2018 году почти до 300 тыс. При этом в семь лет назад число фирм-однодневок, по данным ФНС, составляло 1,8 млн
Чистка ЕГРЮЛ
За прошлый год по ст. 21.1 в Новосибирской области из ЕГРЮЛ были исключены более 15 тысяч компаний. На основании ст.21.1 закона 129-ФЗ ликвидируют юрлица, которые за последние 12 месяцев, предшествовавших моменту принятия налоговыми структурами решения о ликвидации фирмы, одновременно не сдавали отчетность и не вели никаких операций хотя бы по одному из своих расчетных счетов.
Никата Димиденко, руководитель отдела юридических услуг Umbrella Group отметил, что в последнее время налоговики не пропускают регистрацию фирмам однодневкам: «Они приглашают «сомнительных» учредителей бизнеса на беседы, тщательно проверяют адреса при регистрации. Плюс стало больше регистрироваться ИП».
Причины и последствия
РБК со ссылкой на данные Центробанка отмечает, что схема обналичивания через однодневки стала невыгодна: если в 2013 году цена ставки за обналичивание денег в России была меньше 3%, то сейчас она выросла до 17%, говорил в феврале «Интерфаксу» зампред регулятора Дмитрий Скобелкин. В числе более сложных схем, характерных для Новосибирска, эксперты называли обналичку через крупные торговые кластеры, борьбу с которой Центробанк недавно объявил.
Ранее популярная схема по серой «минимизации» НДС также становится несостоятельной. «За последние пару лет появилась полная прозрачность по исчислению и уплате НДС, — отмечает Наталья Побойкина, управляющий партнер юридической компании «Туров и Побойкина». — Раньше компании снижали налоги через использование «однодневок» простым «рисованием» финансовых документов от их лица, а затем практиковалось их «бросание» или «сливание» подобных юрлиц. Сейчас так не пройдет. Налоговики видят «разрыв» в цепочке исчисления НДС и задают налогоплательщикам вопросы». Эксперт отмечает, что взамен появились более «витиеватые» схемы: «Компания-«однодневка» декларирует НДС к уплате, чтобы у налогоплательщика не было проблем. Она живет квартал и потом ее «бросают». Соответственно, в налоговой остается задолженность за ней. Налоговики инициируют процедуру банкротства и таких компаний, с целью «надавать по рукам» их держателям».