Как меняются пожелания новосибирцев к жилью в постковидную эпоху
Рост внимания к общественным пространствам, необходимость личной территории и запросы на «безавтомобильную» мобильность — в тренде. Пандемия создала долгосрочные тренды, которые будут оказывать влияние на планировки новых кварталов и архитектуру жилых комплексов
Район и город
Для людей при выборе жилья становится важной шаговая доступность зеленых зон и общественных пространств для спорта, прогулок, отдыха с детьми.
Василий Большаков, главный архитектор мастер-плана в «Бруснике» отмечает, что парки и скверы, которые во время изоляции превратились из исключительно рекреационных пространств в места проведения деловых встреч.
«Выросли запросы к открытым зонам, где можно заниматься виртуальной работой, общением виртуальным обучениям, отсюда рост требований к качеству связи: мы должны быть всегда доступными, хороший вай-фай в общественной зоне становится одной из базовых потребностей», — отметил на сессии «Иннопрома», посвященной борьбе городов за кадры, Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда Сколково.
Российский футуролог Кирилл Игнатьев отмечает сдвиг функций торгово-развлекательных центров: из по преимуществу торговых комплексов они все больше становятся развлекательными, усиливая рекреационную функцию.
Еще один тренд — запрос на удобство пешего передвижения по району. «В современных городах молодежи важна микромобильность: пешеходные и велосипедные дорожки, — сказал на той же сессии Андрей Елбаев, директор проектов КБ Стрелка, урбанист, архитектор. — Улицы должны проектировать архитекторы, а не транспортные инженеры, они мыслят по другому. Спроектированная правильно улица демотивирует гонять на ней на автомобиле». Елбаев приводит в пример Канаду, где сходный с Россией климат, но передвигаться на велосипеде можно круглый год — велодорожки чистят микротраками до асфальта.
Кирилл Игнатьев, российский футуролог, экономист:
— Уже сегодня в Москве можно переезжать из парка в парк, не покидая парковых зон, за некоторым исключением. Город будет соединять зеленые зоны для того, чтобы можно было пешком, на велосипеде, на роликах, на самокатах преодолевать большие расстояния. В этих пространствах начнет появляться малый бизнес: кафе, небольшие сервисы, шоурумы. Правильная территория для работы в будущем — интегрированная в соединенную, в том числе и парковую рекреационную среду города. Это дополнительная связанность — помимо рекреационных территорий, еще и территории рекреационно-рабочие. После пандемии люди смогут работать только в комфортных пространствах, где можно пообщаться, поработать спокойно, послушать лекцию, потусоваться, что-то купить еще и уехать любым видом транспорта.
Двор и подъезд
Набирающая популярность концепция «15-минутного города» диктует подход к уравновешенной планировке районов, где должны быть удовлетворены все потребности проживающих в них жителей.
Согласно концепции «15-минутного» города, он должен быть поделен на множество районов, в которых можно найти все, что нужно для жизни, в 15 минутах — причем ходьбы пешком, а не на машине, район должен объединить общественные пространства, социальную инфраструктуру, рабочие места и рекреационные зоны. Децентрализация планирования города усилилась в пандемию. Концепция внедряется в городском планировании Парижа, Оттавы, нидерландских Гронингена и Утрехта. Концепция «15-минутного» города также заложена в программном документе развития городской среды всей России — Стандарте комплексного развития территории, разработанным в ДОМ.РФ.
По словам президента Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов Андрея Радаева, в пандемию выросли требования горожан к окружающей среде, своему микрорайону. «Люди стали больше времени проводить в своем районе, ценить его. При выборе стали предпочтительнее невысокие дома, а не «человейники», уютные дворы и жилмассивы рядом с парками и зелеными зонами».
Все больше внимания уделяется территории двора. В «Бруснике» мироощущение «я и мой двор» сравнивают с племенем, крупной и однородной в мировоззрениях общности людей. Этот подход диктует проработку использования мест общего пользования в жилых домах, организацию центров досуга для жителей дома или жилмассива и тщательно продуманное благоустройство двора. «Чем больше пользовательских сценариев на территории двора можно реализовать, тем лучше, — уверен Василий Большаков. — Хорош тот двор, где есть площадки для подвижных игр и воркаута, велосипедные дорожки и зоны для спокойного отдыха с беседками и мягкой мебелью».
В рамках жилых комплексов застройщики планируют коворкинги, зоны для проведения встреч или работы жителей. Такие зоны дают возможность горожанам развивать свои собственные бизнесы, организовывать образовательные мероприятия.
В нескольких кварталах «Брусники» организованы и работают соседские центры. Кроме коворкинга, в них обычно расположена всесезонная детская зона, зал для групповых занятий, кофейня.
Мария Капитонова, дизайн-менеджер проектов в «Бруснике»:
— Ландшафтный дизайн, который мы создаем в комплексах «Брусники», не выйдет из моды спустя много лет. Это этакий урбанизированный сад, который должен хорошо выглядеть и летом и зимой и не требовать значительного ухода, должно быть впечатление, что здесь все само выросло естественным образом, а не было спланировано ландшафтными архитекторами. «Брусника» разделяет подход Пита Удольфа об идее «New Perennial» — для создания растительных композиций используются сочетания травянистых многолетников и трав, которые выбираются как по форме и структуре соцветий, времени цветения и цвету. Таким образом у сада сохраняется атмосфера не только летом, но и зимой — растения не подстригаются, а их соцветия, вечнозеленые растения, яркие ветви кустарников припорошенные снегом создают свое настроение.При проектировании мы закладываем разные маршруты людей: здесь и транзитные маршруты, и дорожки для неспешной прогулки и созерцания сада, детские и рекреационные площадки, уединенные зоны лаунж-зоны с навесами, мягкой мебелью и водными элементами для отдыха и общения с природой.
Планировки и сценарии
По данным опроса, проведенного «РБК-Недвижимостью» и Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA, больше половины игроков рынка жилья (65%) отметили, что чаще всего покупатели хотят видеть в своей будущей квартире балкон и отдельную комнату или зону, которую можно использовать как кабинет. В числе трендов — рост запросов на более просторные гостиные и кухни и уменьшение площади спален.
В «Бруснике» отмечают рост популярности террас на земле и на кровле. Жители превращают эти зоны в летние кухни, размещают надувные бассейны для детей и зоны барбекю, зимой устраивают горки и ставят елки.
«В наших новых проектах для создания приватности террасы на земле заглублены внутрь фасада здания, — рассказывает Капитонова. — По периметру мы окружили их живой оградой из кизильника, заложили в проект маркизы и дарим новоселам уличную мебель. Террасы на кровле также украшены живыми растениями. При этом у нас внедрена система капельного полива, даже если люди уезжают в отпуск, растения на кровле поливает управляющая компания».