Как в Новосибирской области решают проблемы с дефицитом учителей
По данным регионального Минобра за август, в школах Новосибирской области открытыми оставались около 800 вакансий педагогов: для сравнения, это полный преподавательский штат 20 школ. Среди учителей-предметников в наибольшем дефиците учителя математики (16,1%), русского языка и литературы (14,3%), иностранного языка (13,5%). Об этом РБК Новосибирск сообщила замминистра образования Новосибирской области Мария Жафярова.
Региональные власти используют программы привлечения специалистов: целевой набор в вузы, поддержка молодых учителей. Благодаря программе «Земский учитель» привлечено 158 педагогов, по программе «Сетевой учитель» 34 школы получили возможность удаленно получать знания от высоковалифицированных учителей.
Третий год в Новосибирской области реализуется программа «Учитель для России». Всего в Новосибирскую область за пять лет по программе привлекут 130 новых педагогов. В прошлом году регион стала вторым из семи субъектов России по количеству педагогов-участников программы.
В 2022 году программа работает в 85 школах и 8 регионах, учителя для России обучают более 30 тыс. детей. Участие в программе рассчитано на два года. В этот период учителя, кроме положенной им зарплаты со всеми федеральными и региональными стимулирующими надбавками, получают ежемесячную стипендию и компенсацию за аренду жилья.
Причины для переезда в глубинку
В этом году в Новосибирскую область приехали 32 новых учителя. А если учесть участников прошлых лет, то получится 55 педагогов. Все они работают в школах Черепановского, Искитимского, Коченевского районов, а также Искитима.
Алена Куимова из Екатеринбурга, учительница русского языка и литературы в школе Линево:
— Я окончила филологический факультет Уральского госуниверситета, работала редактором новостей на телевидении, руководила пресс-службой, организовывала мероприятия. Мне хотелось принять участие в важном социальном проекте, где точно есть большой смысл и польза. Плюс всегда было интересно общение и работа с детьми — и как маме школьника, и просто как человеку, увлекающемуся психологией.
В школе, где я работаю, встретили очень доброжелательно. Для меня решающее значение имела моя внутренняя мотивация и отношение сына к таким переменам. Он позитивно воспринял наш переезд из большого города. Но переживал, что не сможет продолжить заниматься музыкой. Я думала, что для занятий придется ездить в Новосибирск, но оказалось, что в нашем Линево есть отличная школа искусств.
Анастасия Толмачева, учительница английского языка в школе станции Евсино:
— В школе у меня свой кабинет — огромный! Я уже подготовила его к учебному году: украсила стены, постирала жалюзи, помыла окна. Приехав в Евсино, я арендовала просторную квартиру, теперь шучу, что у меня есть трешка в центре. Моя бабушка говорила: «Сибиряки — открытые и отзывчивые люди». Сейчас я каждый день убеждаюсь в этом.
Надежда Голубкова из Санкт-Петербурга, учительница русского языка и литературы в школе села Усть-Чем:
— В первые же дни научилась топить печь и баню. И знаете что? Смотреть на звездное небо после бани — невероятное наслаждение! Греют мысли, что здесь всегда есть к кому обратиться: коллеги из школы, соседка, которая угощает огурцами, щавелем и петрушкой. От моего нового дома до школы пешком 5 минут. Школа очень уютная, в ней всего 69 учеников. В самом большом классе, где я буду работать, — 12 человек. Есть классы по два человека, есть по четыре.
Светлана Галошина из Санкт-Петербурга, учительница информатики в школе ст. Евсино:
— Меня вдохновила идея программы о помощи в получении хорошего образования детям, которые живут в небольших селах. Так совпало, что это был и мой личный кризис, когда за время работы программистом я поняла, что мне не хватает общения с людьми, и я хочу заниматься с детьми.
В течение года я успешно прошла отборочные этапы и вот я оказалась в Евсино. Когда приехала, сразу почувствовала, что здесь очень спокойно и дружелюбно. Идешь по улице и хочется улыбаться, потому что люди приветливые и готовые всегда тебе помочь. Даже клумбы у домов настолько красивы, что я подобного не видела в Питере. Люди просто любят то место, где живут и стремятся сделать его еще лучше.
Эффективность программы
По словам организаторов программы, первые два года реализации «Учителя для России» в Новосибирской области оказались успешными. Почти все педагоги остались и выросли профессионально. А среди первых выпускников программы есть те, кто не уехал обратно, а остался работать в Новосибирской области.
Как рассказала директор школы станции Евсино Евгения Денего, школа уже третий год участвует в программе. Полученные результаты позволяют говорить, что «Учитель для России» — одно из лучших решений кадрового дефицита в сельских образовательных учреждениях. Важна и финансовая поддержка, которая оказывается участникам. Это позволяет им закрывать материальные потребности, не отвлекаясь от учебного и творческого процессов.
«За все время участия в программе нас все полностью устраивало в тех педагогах, которые приходили к нам. В этом году пришли три замечательные учительницы: английского языка, музыки и информатики, все сразу подключились к процессу и быстро влились в работу. Жаль, что у этой программы очень короткий срок — всего два года», — сказала собеседница.
Высоких результатов в подготовке участников программы «Учитель для России» удается достигать благодаря многоступенчатому отбору и качественному обучению по образовательной программе, разработанной совместно с НИУ ВШЭ. По итогам двух лет каждый участник получает диплом НИУ ВШЭ о профессиональной переподготовке — и становится дипломированным педагогом.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте