Новосибирцы не верят в снижение цен в «черную пятницу»
Только каждый седьмой новосибирец (14%) верит в честное снижение цен в «черную пятницу», показал опрос сервиса SuperJob.
Подпишитесь на Telegram-канал РБК Новосибирск
Шесть из десяти опрошенных (62%) считают «черную пятницу» скорее обманом покупателей. Чаще в честность акций в ноябре верят женщины — 15% против 13% среди мужчин, молодые люди до 35 лет доверяют идее распродажи больше, чем старшее поколение (16%). Готовность совершать покупки в ходе ноябрьской распродажи выразили лишь 8% респондентов.
«Черная пятница» (англ. Black Friday) — это день (или несколько дней) крупных распродаж в сфере торговли. В этот период можно приобрести товары с большими скидками.
Первоначально «черные пятницы» возникли в США. Эта традиция связана с праздником Дня благодарения, который отмечают в четвертый четверг ноября. После праздника наступают выходные, когда американцы активно покупают подарки и украшения к Рождеству.
В преддверии масштабных распродаж аналитики МегаФона и «Лаборатории Касперского» отметили рост и совершенствование фишинговых атак.
«Фишинг уходит в точечные атаки: взлом инфлюенсеров, вредоносные ссылки в профилях и использование массовых атак в конкретные дни распродаж, — отмечено в исследовании. — Злоумышленники сместили фокус с массового создания поддельных сайтов на точечное распространение вредоносных ссылок с высокой конверсией. Особенно заметен рост атак через взломанные аккаунты блогеров с многомиллионной аудиторией в социальных сетях».
Анализ динамики выявляемых фишинговых доменов показывает волнообразный характер активности. В отдельные недели наблюдается прирост до 20% относительно среднемесячного показателя. Такой всплеск коррелирует с приближением ключевых торговых дат и усилением рекламной активности брендов. Наиболее распространённые фишинговые ресурсы — страницы розыгрышей призов, якобы приуроченных к распродажам.
Согласно данным Kaspersky Fraud Prevention, в третьем квартале 2025 года число аккаунтов с признаками мошеннической активности, нацеленных на сферу электронной торговли, выросло в три раза — по сравнению с первым кварталом.
«Качество фишинговых страниц заметно выросло: они всё точнее имитируют интерфейсы известных брендов. Визуально отличить поддельный ресурс от оригинала становится всё сложнее. Однако адрес сайта всегда остаётся ключевым индикатором: в случае подделки сайта он никогда не будет легитимным», — рассказал Сергей Хренов, директор департамента по предотвращению мошенничества и потерь доходов МегаФона.
Пресс-служба управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК) МВД назвала три самых распространенных схемы обмана россиян в сезон распродаж.
Одна из них — создание поддельных сайтов известных брендов, полностью копирующих дизайн официальных площадок. На таких ресурсах обещают скидки до 90% и требуют предоплату, после чего покупатели теряют деньги.
Второй способ обмана — рассылка ссылок на фишинговые сайты через мессенджеры и соцсети. Переход по таким ссылкам приводит на поддельные страницы оплаты, где злоумышленники собирают данные банковских карт.
Третий — фиктивные «розыгрыши призов» с предложением внести «налог» или «пошлину» за получение выигрыша. Кроме того, участились звонки от лжекурьеров, которые под предлогом уточнения адреса доставки выманивают коды из СМС для доступа к банковским счетам и мессенджерам жертвы.