Мусорная конференция: «стоит ожидать протестных акций»
Противники концессии считают, что концессия на строительство двух мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле была заключена со множественными нарушениями. Это, по мнению общественников, негативно отразится не только на экономике региона, но и на экологии. В свою очередь представители правительства парируют эти доводы, говоря, что никаких нарушений при заключении концессии не было. Представителей компании-концессионера не пригласили на конференцию.
По итогам встречи было принято единогласное решения: добиться расторжения «мусорной» концессии. РБК Новосибирск приводит цитаты спикеров конференции.
Сергей Семка, первый замгубернатора Новосибирской области:
— Вчера губернатор приостановил строительство мусоросортировочного комплекса в Раздольном. Рассмотрения требуют четыре стороны вопроса: экономическая, экологическая, юридическая и технологическая. Правительство взяло на себя ответственность приостановить реализацию проекта после проверок прокуратуры и рабочей группы. Кроме того, на основе действий рабочей группы были подписаны два дополнительных соглашения к концессии. Мы готовы рассмотреть альтернативные варианты работы с мусором. Однако мы хотим работать с фактами общественников и экспертов, мнение которых было бы авторитетно для всех.
Схема была подписана позже, чем было подписано концессионное соглашение, однако это не противоречит закону. Над разработкой схемы работали и депутаты, и специалисты по экологии — тогда схема не вызывала так много вопросов. На протяжении года, с лета прошлого года, департамент по тарифам проводил натурные замеры, согласно которым объемы отходов по Новосибирской городской агломерации равняются 1,1 млн тонн. Таким образом, этого хватает не только на работу проектируемых заводов, но и на мусороперерабатывающий завода № 2. В том числе, мы готовы рассмотреть предложения от других инвесторов, однако до конкретного инвестиционного соглашения дело не доходило.
По поводу тарифов и валовой выручки: дополнительным соглашением мы отменили эти показатели, так как мы считаем, что прогнозировать тарифы до проведения всех видов аудита некорректно.
Козодой Виктор, историк и бывший вице-губернатор Новосибирской области:
— Есть нюансы. Что такое остановить действие соглашения? Нет такой правовой формы. С юридической точки зрения соглашение действует. Как обсуждать? Оно и раньше было приостановлено, так как ничего не было сделано. Нам предлагается: есть одна куча мусора, перевезти ее в другую кучу мусора, и за это надо платить в три раза больше. И мы думаем, что по этому пути надо идти.
Что обсуждать? 13 месяцев обсуждали. Если появятся новые данные, то тогда можно обсуждать. С моей точки зрения, все завязаны на сроки, можно обсуждать до бесконечности. Потом сказать: принимаем, так как сроки подошли. Можно отказаться от этой концессии. В чем еще проблема: негодная управленческая практика — когда всё решили за кулисами, из-за чего напряжение возросло. То же самое, что и с тарифами ЖКХ. До каких пор будет продолжаться? У нас и так высокая социальная напряженность в городе. Она только усиливается от действий команды губернатора. Недавно прошли пикеты и митинги общественников и депутатов. Разные люди взялись, так как не устраивает людей эта практика. Говорят: надо повышать тарифы. Давайте осмотрим с точки зрения обывателей. Все мы находимся в последний год в состоянии стресса: то нас пугают тарифами ЖКХ, мусором, метро, автобусами. В этих условиях, когда цены на все растут, куда деваться простому человеку? Я считаю, что это несправедливо. Четыре темы обозначены, но нет социального вопроса. Однако он самый главный. А у губернатора его не прозвучало. Если этак практика будет продолжаться, то любой социолог вам скажет что стоит ожидать протестных акций.
Тимофей Федоров, директор «Тепломонтаж 1» (ГК «Квант»):
— Мы 10 лет работаем с отходами, у нас есть мусоросжигающий завод для особо опасных отходов в Коченево и там же строящийся мусорный полигон. Мы постарались создать цепочку от производителя отходов до полной утилизации.
Первое, что хочу сказать: выбранная «Экологией-Новосибирск» технологическая схема утопична. Дело в том, что современные мусоровозы спрессовывают отходы так, что они становятся непригодными для вторичной переработки. Кроме того, у нас сложный климат — 3-4 месяца у нас в регионе проходит уборка с листьями, песком. Днем отходы сваливаются, ночью замерзают. В результате этого они становятся непригодными для переработки. Все это время завод будет стоять
Мы будем платить за этот тариф, а отходы так и будут идти на захоронение. Во всех цивилизованных странах налажен первоначальный раздельный сбор мусора, который в дальнейшем может захораниваться, сжигаться и так далее. Мир постоянно работает над разными способами переработки отходов. На данный момент, один из самых эффективных способов глубокой переработки отходов — сжигание с получением тепло- и электроэнергией.
Денис Латыш, главный специалист управления производственного развития технической дирекции АО «СИБЭКО»:
— Помимо традиционных способов — переработка, захоронение — есть пережигание. Существуют несколько способов сжигания. Более подробно остановлюсь на пиролизе. Мы этот проект рассматривали по строительству мусороперерабатывающего завода. Был рассмотрен завод с четырьмя реакторами. Объем годовой переработки: 146 тысяч тонн в год. На выходе мы получаем электрическую и тепловую энергию. Дополнительный источник дохода при строительстве такого завода — реализация металлолома.
Светлана Миронова, представительница новокузнецкого мусоросортировочного завода:
— В Гурьевске тоже есть переработка мусора, и она идет уже больше семи лет. Вывоз мусора у них стоит 30 руб. с такой же квартиры, как и у меня (в Новокузнецке — прим. ред.). У нас большие магазины вывозят мусор бесплатно. С ними заключают соглашения, и они вывозят мусор, а потом его перерабатывают, что, в итоге, приносит им доход. На сегодняшний день мусоросортировочный завод находится между школой и частным сектором. Там нет мусора, там нет запаха. Из полимерных отходов делают тротуарную плитку. Пищевые отходы отвозят на свиную ферму. Деревянные отходы сортируются, после чего бесплатно предоставляют их пенсионерам, живущим в частном секторе. Дома я провела эксперимент: поставила четыре ведра, куда сортировала разные виды мусора. После сортировки у меня остались какие-то шины от колес игрушечных машин, которые никуда не пошли. Поэтому я поняла, что мусор можно не только сортировать, но и перерабатывать. Специальные экомобили забирают бесплатно мусор от предприятий, от магазинов, а потом его перерабатывают. Поэтому интересно, почему пошли в Москву, пошли на запад, а не пойти к соседям. Тротуарная плитка, сделанная из полимеров, дешевле бетонной плитки, и срок службы у нее дольше. Может, сделать ее конкурентоспособной?