Что изменилось в кредитовании бизнеса в 2022 году

Большую часть года многие предприниматели провели в процессе адаптации своего бизнеса к новым условиям. Компании меняли ассортимент, перестраивали производственные процессы и налаживали производство и пути поставок необходимых комплектующих. Несмотря на это, по данным доклада Банка России, активность корпоративных заемщиков оставалась высокой.

Как рассказал директор по работе с корпоративными клиентами Росбанка в Западной Сибири Леонид Навицкий, корпоративном кредитовании сложно выделить какой-то определяющий тренд в 2022 году. Их было много, все они были разнонаправленными и формировались под воздействием множества внешних факторов, влияющих на экономику страны.
В результате поменялась отраслевая структура портфеля заемщиков. Например, в Новосибирской области Росбанк отмечает существенный рост кредитов компаниям промышленного сектора, доля которых выросла на 30% за 11 месяцев этого года. В изменившихся условиях эти предприятия получили дополнительные импульсы для развития, что повлекло за собой привлечение средств.
В других секторах экономики со стороны компаний сохраняется стабильно высокий спрос на оборотное финансирование. «На этом фоне нашими клиентами были востребованы скоринговые продукты — овердрафты и кредитные линии, помогающие оперативно закрывать кассовые разрывы, поскольку даже новый для банка клиент может в течение нескольких дней с момента обращения воспользоваться деньгами. Это очень быстрый результат в сегменте среднего и крупного бизнеса», — подчеркнул собеседник.
Во многих секторах у компаний востребовано долгосрочное финансирование. Речь идет о тех предприятиях, которые успели адаптировать свою деятельность под новую реальность. Одной из особенностей 2022 года — рост финансирования сделок по покупке активов на фоне ухода иностранных компаний.
По словам эксперта, в этом году корпоративные клиенты банка смогли быстро адаптировать свою бизнес-модель к меняющимся условиям. В результате региональным компаниям удалось не только сохранить свои позиции, но и во многом их улучшить и нарастить объемы.
«В качестве подтверждения этому отмечу, что в Росбанке сохраняется стабильно высокое качество кредитного портфеля в сегменте корпоративного кредитования. Так, доля просроченной задолженности не превышает 0,2% в общем объеме корпоративного портфеля Западной Сибири», — заключил Леонид Навицкий.
Льготные кредиты
Деловая активность российского малого и среднего бизнеса (МСП) на фоне мер господдержки восстановилась до показателей начала 2022 года. По итогам опроса почти 1,8 тыс. компаний индекс RSBI в августе 2022 года продолжил рост и достиг 53 пунктов (в июле он составлял 51,1 пункта), В исследовании сказано, что рост показали все компоненты индекса, включая продажи, кадры, кредиты и инвестиции, сообщал РБК.
Согласно данным другого исследования, которое проводил СПАРК (группа «Интерфакс») на основе данных налоговой службы, санкционное давление на Россию и ухудшение экономической ситуации не привели к заморозке создания новых бизнесов: среднее ежемесячное количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), регистрируемых в марте—сентябре 2022 года, оказалось выше «досанкционных» показателей — на 20% больше, чем в январе—феврале, и на 39% больше, чем средний показатель за весь 2021 год.

Начальник управления региональной сети Экспобанка Денис Шкунов отметил, что наиболее популярными программами льготного кредитования для МСП стали:
- программа стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемая Корпорацией МСП совместно с Банком России;
- программа льготного кредитования Минэкономразвития России (Программа 1764).
«В этом году также был утвержден механизм совмещения этих двух программ, в рамках которого заемщики могут привлекать льготные кредиты на инвестиционные цели по ставкам 2,5%/4% годовых. Первым получателем такого кредита в Экспобанке стал заемщик из Новосибирской области», — сообщил собеседник.
В целом, по словам эксперта, общий объем кредитов, предоставленных с господдержкой в текущем году, немного снизился по сравнению с результатами прошлого года, в котором доля таких составляла порядка 7%.