Новосибирские бизнесмены стали больше интересоваться готовым бизнесом
За год увеличилось количество обращений, связанных с покупкой готового бизнеса, но снизилась продажа объектов гостиничного бизнеса, говорит представитель компании по купле-продаже готового бизнеса «Альтера инвест» Светлана Анисимова. По ее данным, покупка готового бизнеса позволяет существенно снизить риски связанные с предпринимательской деятельностью.
С ней соглашается руководитель сибирского центра аудиторской компании KPMG Леонид Козленко. Он видит, что предприниматели хотят дешево купить готовый бизнес с перспективой значительного роста стоимости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. «На рынке стало больше предложений о продаже бизнеса. Когда рынки сужаются, он ищет более надежные и проверенные варианты. В условиях сложной конъюнктуры масса заведений выставляется на продажу. Маленьких сделок всегда больше, чем больших», — говорит управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
В случае с крупным бизнесом покупатели смотрят на прозрачность структуры владения, подтвержденные финансовые показатели, величину долга и сроки выплат, долю на рынке, продолжает Козленко, а в случае с малыми и средними предприятиями — на рыночную стоимость основных фондов и способность бизнеса автономно развиваться без значительного вовлечения предыдущего собственника. При этом Леонида Козленко отмечает, что за последний год сделок по продаже готового бизнеса стало совершаться меньше. К тому же они часто являются результатом желания выйти из бизнеса текущих владельцев, говорит эксперт. По его мнению, это шанс для выгодных покупок для тех, кто планирует подобные инвестиции.
«Рынок продолжает находиться под давлением негативных тенденций на макроэкономическом уровне, падает покупательская активность, соответственно и средняя доходность потенциальных объектов для инвестиций вызывает сомнения», – считает Козленко.
Среди новосибирских предпринимателей, интересующихся покупкой готового бизнеса, популярны сферы общепита и торговли, сошлись во мнении трое экспертов. Одним из трендов покупки бизнеса в регионе стало приобретение готовых моделей бизнеса — франшиз, говорит Леонид Козленко. Он связывает это с низкими рисками при входе инвестора в новый для себя сектор за счет контроля франчайзера. По данным Козленко, таких сделок становится все больше: наибольший спрос наблюдается в тех сферах, где потенциальные потребители услуг уделяют значительное внимание бренду — это гостиничный бизнес, общепит и сфера персональных услуг.
Сергей Дьячков добавил, что в нынешней экономической ситуации становится меньше рыночных возможностей, поэтому проще стать частью большого бренда и работать по его технологиям, чем изобретать самому. «Очень характерный пример с Carl's Jr. Компания «Яркая звезда» ушла из Новосибирска, а через какое-то время другая компания открыла франшизный Carl's Jr. в Первомайском сквере. Это международная сеть, у одних не получается, приходят другие», – отметил Сергей Дьячков.