Снегоплавильные станции: почему не движется проект «Машзавода «Труд»
На днях мэр Новосибирска Анатолий Локоть в отчете о работе за прошлый год одним из ключевых направлений муниципалитета назвал создание в городе снегоплавильных станций. На данный момент в Новосибирске работает две таких — на ул. Федосеева и ул. Широкой, укомплектованные канадским оборудованием. Их мощности составляют 400-500 тыс. куб.м. переработанного снега за сезон. В среднем в сутки перерабатывается около 7 тыс. куб.м. осадков.
«В перспективе мы планируем открытие станций в нескольких районах, а по-хорошему — в каждом. С учетом всех факторов, будущее города в вопросе утилизации снега — это снегоплавильные станции, — заявил Локоть. — При этом мы целенаправленно сбиваем тарифы на их услуги до реалистичных сумм. С концессионером станции на ул. Широкой мэрия добилась снижения тарифов почти в два раза». На Федосеева этот тариф составляет 125 руб., на Широкой себестоимость плавления определена в 78,99 рубля за куб.
Одна из планируемых снегоплавильных станций должна быть построена на ул. Георгия Колонды в Заельцовском районе. Оборудование для нее уже разработал новосибирский «Машзавод «Труд». Проект был инициирован МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений», и его учредитель – департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска (ДТиДБК), однако из-за отсутствия финансирования проект остановился.
«Мэрия до сего времени не рассчиталась в полном объёме с предприятием за разработку и изготовление снегоплавильных установок, поэтому проект за год не продвинулся, но и не умер» — сообщил корреспонденту РБК Новосибирск представитель компании «Машзавода «Труд».
По его словам, мэрия заявляет о своём намерении оснастить будущие станции оборудованием «Труда», но кто и когда будет это финансировать — неизвестно.
Ранее сообщалось, что снегоплавильная установка на ул. Широкой также может быть оснащена оборудованием «Труда». «Решение об укомплектовании станции на Широкой канадской установкой было принято инвестором (концессионером) ещё в 2014 году до начала наших разработок. В дальнейшем, концессионер не стал менять проект под наше оборудование, ссылаясь на то, что уже оплатил приобретение импортного оборудования», — заявил представитель компании «Машзавод «Труд».
ДТиДБК характеризовал канадские установки как высокопроизводительные и высокоэкологичные. По заверениям разработчиков, новосибирская разработка ни в чем не проигрывает канадской. Руководитель проекта «Машзавода «Труд» Сергей Бобров в 2015 году рассказывал, что энергозатраты на переработку 1 куба снега на пилотной станции составили около 40 руб. Стоимость изготовления комплекта оборудования (без корпуса станции, дополнительных сооружений и оборудования) тогда оценивалась в 30 млн руб. при продуктивности установки в тысячу кубов в сутки.
Для сравнения, стоимость проекта на Федосеева – 153 млн. руб., на Широкой – 240 млн. руб., при продуктивности в 7-8 тысяч тонн. «Наше предприятие разработало и более мощные снегоплавильные установки, которые значительно дешевле импортных, — комментируют ситуацию в «Машзаводе «Труд», — но так уж у нас относятся к отечественному машиностроению». Единственным преимуществом канадских разработчиков в компании называют тот факт, что их оборудование прошло промышленные испытания, а «Машзаводу «Труд» не дают этого сделать, так как проект остался без концессионера. Испытания оборудования МЗТ проходили лишь на промплощадке предприятия.
По словам источника РБК Новосибирск в мэрии, при испытании станции снегоплавления прошлой зимой эффективность существующей установки недостаточно вдохновила чиновников, несмотря на симпатии мэра Локотя к «Машзаводу «Труд». Еще одна причина пробуксовки в том, что сам «Машзавод «Труд» полностью вести проект — проектировать, строить станцию, содержать и эксплуатировать ее, контролировать процесс — не готов. Оборудование — это не весь комплекс снегоплавильной станции. «Мы выпускаем оборудование, а строить — не наша задача,— комментировал Ислямов в комментарии «Коммерсанту». Источник РБК Новосибирск в мэрии сообщил, что инвестпроект «Машзавода «Труд» был представлен осенью 2015 года на инвестфоруме в рамках «IDES Siberia 2015», однако тогда, по словам чиновника, после презентации проекта сложилось мнение о недостаточной проработке зон ответственности и финансовых схем проекта.
Как ответили в мэрии на официальный запрос корреспондента РБК Новосибирск, после определения источника финансирования строительства снегоплавильной станции в Заельцовском районе работа по оформлению земельного участка, прохождению экспертизы и разработке рабочей документации будет продолжена.