Перейти к основному контенту
Новосибирск ,  
0 

Мэрия Новосибирска: «Умный город» работает уже сегодня

Какие «умные» технологии в городе есть сейчас, а какие стоит ждать в будущем? Об этом РБК Новосибирск беседовал с начальником департамента промышленности и инноваций мэрии Новосибирска Александром Люлько
Александр Люлько
Александр Люлько (Фото: Пресс-служба мэрии Новосибирска)

В конце апреля в Новосибирске прошел форум инновационных разработок «Городские технологии 2017». После его завершения, мэр города дал поручение решить какие технологии будут использоваться в Новосибирске в рамках программы «Умный город». Заключительные предложения дали модераторы секций форума 27 апреля.

—Александр Николаевич, на «Городских технологиях» было представлено довольно много наработок. Какие из них мы сможем увидеть в Новосибирске?

—Уже совершенно ясно, что мы будем внедрять интеллектуальную систему движения транспорта. Несомненно, будут внедряться технологии по доступной среде для людей с ограниченными возможностями. Как пример — коляски фирмы «Катервиль», способные передвигаться по лестничным маршам вверх и вниз.

Коляска «Катэрвиль»
Коляска «Катэрвиль»

Кроме этого, мы обратили внимание на технологии из сферы ЖКХ. Во-первых, умный дом — система, позволяющая следить за домом с помощью смартфона, и при необходимости, скажем, отключать невыключенный утюг. Во-вторых, геолокаторы — они позволяют видеть, что находится под землей на глубине до 10 метров. Так можно ремонтировать и проверять коммуникации. Из этой же сферы — предложение о создании геосистемы подземных коммуникаций Новосибирска. Свою лепту внесла сельхоз наука. Были предложены зеленые насаждения, которые будут решать вопросы пыли на дорогах. Конечно, особое внимание уделили и переработке мусора.

—Давайте о последнем подробнее

—Здесь несколько направлений. Во-первых, Институт теплофизики уже давно предлагает сделать ТЭЦ, которая в качестве топлива использует мусор, и вырабатывает тепло и электроэнергию. Также сегодня в городе есть технологии по переработке пластиковых бутылок. Я говорю о компании «Сибирский синтепон». Отдельно скажу про дороги — есть интересная технология переработки автомобильных шин. Получается хорошее сырье для покрытия дорог. Они становятся более долговечными.

—А использование золошлаковых отходов?

—Да, это тоже стоит отметить. Мы все ездим около ТЭЦ и видим горы шлака. Оказывается это хороший материал, который можно использовать для изготовления строительных блоков. Также его можно применять для ремонта и строительства дорог.

—Эксперименты уже были. В частности, в Академгороде, но прошли они не совсем успешно.

—Когда речь идет о новой технологии, сложно ожидать мгновенного результата. Конечно, это требует некоторых исследований. Мы и не собираемся строить магистрали, пока не будем уверены, что технология отработана. Но у нас есть уверенность, что с этой технологией все получится. Еще сорок лет назад известный строитель, директор Сибакадемстроя Геннадий Лыков начал использовать золошлаковые отходы для производства строительных материалов.

—А что еще интересного было на форуме в сфере дорожного строительства?

—Например, светящиеся покрытия для пешеходных переходов. Очень полезная технология. Днем устройство заряжается от солнечной энергии, а ночью покрытие светиться и упрощает пересечение дороги, делает его более безопасным.

—А насколько реально внедрить такие технологии?

—Вполне реально. Сейчас мы технологии изучаем, затем специалисты должны дать оценку, а потом будем внедрять. Для этого форум и проводим.

Вопрос в другом: у нас много технологий, но главное нужно проработать финансовые и организационные механизмы их внедрения. Для этого планируем создать комплексную программу «Новосибирск умный город».

Вот, допустим, умные остановки. Полпреду Сергею Ивановичу Меняйло эта идея очень понравилась. Он рассказывал, что в Севастополе такие есть. Нам тоже нужно внедрить их, но не точечно, а комплексно, привлекая частный бизнес.

—Умные остановки — это часть интеллектуализации транспорта?

—Да. Там предполагается информационная доска, на которой можно узнать о передвижении транспорта, wi-fi, зарядка телефонов, вплоть до того, что она будет теплая. Это будет составляющие комплексной системы интеллектуализации транспорта города.

«Умная» остановка в Севастополе
«Умная» остановка в Севастополе

—А что еще туда входит?

—Эта система включает в себя, например, умное регулирование светофоров, в частности, она позволяет избегать ситуацию, когда подолгу горит красный, хотя на перпендикулярной улице нет транспорта и перекресток пустой. Это увеличит прохождение транспортных потоков. Скажем, в Нью-Йорке такие технологии есть, и они работают, увеличивая транспортный поток до 2 раз.

Кроме этого, система должна информировать водителей о том, как лучше объехать пробку, где припарковаться. Есть и разработки на более дальнюю перспективу. Это новые виды транспорта. Например, надземная система Skyway.

Надземная система транспорта Skyway
Надземная система транспорта Skyway

Это установленная на опорах рельсовая транспортная эстакада для перемещения специального подвижного состава. У нее невероятное количество преимуществ, но пока это только разработка. Хотя она уже демонстрировалась на выставке в Германии.

—Вы упоминали Нью-Йорк. Все перечисленные технологии прошли обкатку на Западе?

—Некоторые технологии совершенно уникальные, и на Западе их нет. Это обидно.

Но проблема в том, что многие наши технологии есть на Западе, их нет у нас. Поэтому вопрос механизма внедрения очень важен для нас.

Положительный пример — энергосервисные контракты.

Это автоматизированная система подачи тепла для муниципальных объектов. Это работает так: областной Фонд энергосбережения закупает оборудование, скажем, для школ и просчитывает экономию. За счет сэкономленных денег школа рассчитывается за приборы в течении 5 лет. Получается, школа получила оборудование, а в фонд вернулись деньги, которые снова может использовать для новых вложений.

—Когда можно ждать, что Новосибирск станет «умным» городом?

—Не нужно ждать — это происходит уже сейчас. Смотрите, я говорил про геолокаторы, про высокотехнологические коляски для инвалидов и энергосервисные контракты — все это уже есть сегодня.

Да, конечно, многие технологии, еще требуют исследований, а многие еще только в теории, вроде Skyway. Их появления не стоит ждать на следующий год. Пожалуй, должно пройти некоторое время, чтобы они появились

Но будущее приходит все быстрее, поэтому все это не фантастика — это ближайшая перспектива

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 20 июля
EUR ЦБ: 96,04 (-0,06)
Инвестиции, 19 июл, 17:32
Курс доллара на 20 июля
USD ЦБ: 88,02 (+0,15)
Инвестиции, 19 июл, 17:32
Все новости Новосибирск
На Украину доставили еще одну систему Patriot из Германии Политика, 01:14
Отказ Байдена от выборов стал первым за полвека случаем в истории США Политика, 01:05
Штаб Байдена подал документы и сменил название на «Харрис в президенты» Политика, 00:43
В Демпартии США призвали к открытому выбору кандидата вместо Байдена Политика, 00:28
Белый дом исключил досрочный уход Байдена в отставку Политика, 00:23
Что известно о претендующей на пост президента США Камале Харрис 00:22
«Провал тренера». «Спартак» проиграл в первом матче сезона РПЛ Спорт, 00:20
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Черышев назвал причину поражения «Спартака» в первом матче сезона Спорт, 00:18
Вэнс после выхода Байдена из гонки заявил о готовности «спасти Америку» Политика, 00:15
«Нация испытала облегчение». Что СМИ США пишут о снятии Байдена с выборов Политика, 00:13
Крупный бизнес пожаловался на законопроект об оборотных штрафах за утечки Технологии и медиа, 00:00
Эксперты предсказали первое за семь месяцев повышение ключевой ставки Финансы, 00:00
Пелоси назвала отказавшего от участия в выборах Байдена патриотом США Политика, 21 июл, 23:52
Харрис решила вступить в борьбу за пост президента вместо Байдена Политика, 21 июл, 23:43