Мэрия Новосибирска: «Умный город» работает уже сегодня
В конце апреля в Новосибирске прошел форум инновационных разработок «Городские технологии 2017». После его завершения, мэр города дал поручение решить какие технологии будут использоваться в Новосибирске в рамках программы «Умный город». Заключительные предложения дали модераторы секций форума 27 апреля.
—Александр Николаевич, на «Городских технологиях» было представлено довольно много наработок. Какие из них мы сможем увидеть в Новосибирске?
—Уже совершенно ясно, что мы будем внедрять интеллектуальную систему движения транспорта. Несомненно, будут внедряться технологии по доступной среде для людей с ограниченными возможностями. Как пример — коляски фирмы «Катервиль», способные передвигаться по лестничным маршам вверх и вниз.
Кроме этого, мы обратили внимание на технологии из сферы ЖКХ. Во-первых, умный дом — система, позволяющая следить за домом с помощью смартфона, и при необходимости, скажем, отключать невыключенный утюг. Во-вторых, геолокаторы — они позволяют видеть, что находится под землей на глубине до 10 метров. Так можно ремонтировать и проверять коммуникации. Из этой же сферы — предложение о создании геосистемы подземных коммуникаций Новосибирска. Свою лепту внесла сельхоз наука. Были предложены зеленые насаждения, которые будут решать вопросы пыли на дорогах. Конечно, особое внимание уделили и переработке мусора.
—Давайте о последнем подробнее
—Здесь несколько направлений. Во-первых, Институт теплофизики уже давно предлагает сделать ТЭЦ, которая в качестве топлива использует мусор, и вырабатывает тепло и электроэнергию. Также сегодня в городе есть технологии по переработке пластиковых бутылок. Я говорю о компании «Сибирский синтепон». Отдельно скажу про дороги — есть интересная технология переработки автомобильных шин. Получается хорошее сырье для покрытия дорог. Они становятся более долговечными.
—А использование золошлаковых отходов?
—Да, это тоже стоит отметить. Мы все ездим около ТЭЦ и видим горы шлака. Оказывается это хороший материал, который можно использовать для изготовления строительных блоков. Также его можно применять для ремонта и строительства дорог.
—Эксперименты уже были. В частности, в Академгороде, но прошли они не совсем успешно.
—Когда речь идет о новой технологии, сложно ожидать мгновенного результата. Конечно, это требует некоторых исследований. Мы и не собираемся строить магистрали, пока не будем уверены, что технология отработана. Но у нас есть уверенность, что с этой технологией все получится. Еще сорок лет назад известный строитель, директор Сибакадемстроя Геннадий Лыков начал использовать золошлаковые отходы для производства строительных материалов.
—А что еще интересного было на форуме в сфере дорожного строительства?
—Например, светящиеся покрытия для пешеходных переходов. Очень полезная технология. Днем устройство заряжается от солнечной энергии, а ночью покрытие светиться и упрощает пересечение дороги, делает его более безопасным.
—А насколько реально внедрить такие технологии?
—Вполне реально. Сейчас мы технологии изучаем, затем специалисты должны дать оценку, а потом будем внедрять. Для этого форум и проводим.
Вопрос в другом: у нас много технологий, но главное нужно проработать финансовые и организационные механизмы их внедрения. Для этого планируем создать комплексную программу «Новосибирск умный город».
Вот, допустим, умные остановки. Полпреду Сергею Ивановичу Меняйло эта идея очень понравилась. Он рассказывал, что в Севастополе такие есть. Нам тоже нужно внедрить их, но не точечно, а комплексно, привлекая частный бизнес.
—Умные остановки — это часть интеллектуализации транспорта?
—Да. Там предполагается информационная доска, на которой можно узнать о передвижении транспорта, wi-fi, зарядка телефонов, вплоть до того, что она будет теплая. Это будет составляющие комплексной системы интеллектуализации транспорта города.
—А что еще туда входит?
—Эта система включает в себя, например, умное регулирование светофоров, в частности, она позволяет избегать ситуацию, когда подолгу горит красный, хотя на перпендикулярной улице нет транспорта и перекресток пустой. Это увеличит прохождение транспортных потоков. Скажем, в Нью-Йорке такие технологии есть, и они работают, увеличивая транспортный поток до 2 раз.
Кроме этого, система должна информировать водителей о том, как лучше объехать пробку, где припарковаться. Есть и разработки на более дальнюю перспективу. Это новые виды транспорта. Например, надземная система Skyway.
Это установленная на опорах рельсовая транспортная эстакада для перемещения специального подвижного состава. У нее невероятное количество преимуществ, но пока это только разработка. Хотя она уже демонстрировалась на выставке в Германии.
—Вы упоминали Нью-Йорк. Все перечисленные технологии прошли обкатку на Западе?
—Некоторые технологии совершенно уникальные, и на Западе их нет. Это обидно.
Но проблема в том, что многие наши технологии есть на Западе, их нет у нас. Поэтому вопрос механизма внедрения очень важен для нас.
Положительный пример — энергосервисные контракты.
Это автоматизированная система подачи тепла для муниципальных объектов. Это работает так: областной Фонд энергосбережения закупает оборудование, скажем, для школ и просчитывает экономию. За счет сэкономленных денег школа рассчитывается за приборы в течении 5 лет. Получается, школа получила оборудование, а в фонд вернулись деньги, которые снова может использовать для новых вложений.
—Когда можно ждать, что Новосибирск станет «умным» городом?
—Не нужно ждать — это происходит уже сейчас. Смотрите, я говорил про геолокаторы, про высокотехнологические коляски для инвалидов и энергосервисные контракты — все это уже есть сегодня.
Да, конечно, многие технологии, еще требуют исследований, а многие еще только в теории, вроде Skyway. Их появления не стоит ждать на следующий год. Пожалуй, должно пройти некоторое время, чтобы они появились
Но будущее приходит все быстрее, поэтому все это не фантастика — это ближайшая перспектива