Новосибирский феномен: почему спрос на сервисные апартаменты растет

Тренд на мультиформатность, внимание к сервисным опциям и качеству управления – эксперты назвали самые яркие тренды отрасли апартаментов.

Апартаментам в Новосибирске пообещали рост продаж и усиление конкуренции за покупателя, – на круглом столе в рамках РБК Бизнес-день в Новосибирске эксперты рынка отметили высокий интерес к сервисным апартаментам и назвали риски текущего состояния рынка.

В прошлом году эксперты NF Group назвали Новосибирск одним из двух лидеров в России по числу юнитов в продаже. Спрос на апартаменты провоцирует дефицит земли в центральных локациях города, развитие внутреннего и бизнес-туризма и рост популярности экономики шеринга.

Сейчас в Новосибирске одновременно продают апартаменты в 12 строящихся проектах, в планах – еще несколько крупных проектов. За первый квартал, по оценке One Company, в городе было продано 508 апартаментов на сумму более
2,9 млрд руб.

«Этот формат недвижимости сложился, не замечать его невозможно, – констатировал начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Евгений Улитко. – Если сравнивать объемы строительства апартаментов с жилищным строительством, количеством квартир и апартаментов, это 15% – серьезная цифра».
Начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Евгений Улитко
Независимый аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев связывает рост доли апартаментов с низким объемом предложения в этом сегменте в начале 2023 года, – Новосибирск стартовал с низкой базы.

«Привлекательность повысило наличие нескольких успешных уже реализованных комплексов апартаментов, где инвесторы получили и рост вложений, и более высокую ренту по сравнению с квартирами, – говорит эксперт. – Сужение сегмента новостроек с инвестиционной составляющей из-за снижения темпов роста цен сделало апартаменты более привлекательными для инвесторов».

Кто и зачем покупает апартаменты

Традиционно весь сегмент апартаментов принято делить на сервисные, которые относятся к помещениям гостиничного типа, и несервисные, которые в том числе приобретают для средне– и долгосрочного использования. В 2023 году в Новосибирске были приняты ограничения для таких проектов: если средняя площадь юнитов более 30 кв. м и если не менее 70% номеров имеют зоны для приготовления пищи, для таких объектов должны применяться расчетные показатели, применяемые для жилой застройки.

При этом апарты часто называют «не-просто-квадратные метры» отмечая, что для многих такой набор опций – помещение для жилья в удачной локации плюс набор сервисных услуг – является очень актуальным.

В числе категорий покупателей, активно приобретающих апартаменты – студенты, молодые пары, разведенные мужчины, представители вахтовых специальностей, такие помещения покупают владельцы загородных домов как «дежурную» базу для семьи в городе. Для бизнеса апартаменты – удачный выбор для среднесрочного проживания командировочных, или привлечения ценных иногородних специалистов.

Самая популярная цель покупки апартаментов – инвестиционная. «Это так называемый ленивый бизнес, когда человек может без лишних хлопот получать достойный доход, – поясняет Алексей Сержанов, проект Freedom. – Мы видим интерес к приобретению у жителей из других городов Сибири, из Москвы и Санкт-Петербурга. По части башен доля иногородних покупателей достигает 30%».
Главный специалист отдела кредитования физических лиц дополнительного офиса
Дальневосточного банка в Новосибирске Татьяна Неверова
«Среди наших заемщиков чаще всего апартаменты приобретают с целью инвестирования, – подтверждает Татьяна Неверова, главный специалист отдела кредитования физических лиц и дополнительного офиса Дальневосточного банка в Новосибирске. – Бывает, их приобретают родители для детей-студентов в локациях вблизи вузов. Потом такой формат недвижимости проще сдавать, извлекая доход. Сдача в жилом доме в связи с вводимыми законодательными ограничениями становится все сложнее. К тому же в апартаментах безопаснее, здесь есть видеонаблюдение и клининг, что облегчает собственнику управление».
  • 43 года
    средний возраст покупателя апартаментов, это на 9 лет старше среднего покупателя квартиры в новостройке
  • 97%
    получили высшее образование. Среди покупателей новостроек почти половина – со средним образование.
  • 50%
    тех, кто выбирает покупку апартаментов,
    состоят в браке
Данные исследования Банк Дом.рф, 2023 год и Digital-агентство AGM, 2024 год
Николай Антонов, генеральный директор, УК «МТЛ-Апарт» (входит в «ГК БестЪ»), рассказывает, что категорий корпоративных клиентов в апартаментах может быть много.
Николай Антонов, генеральный директор УК «МТЛ-Апарт»
«В наших отелях селятся съемочные группы и спортсмены, узкие специалисты, которых приглашают на работу предприятия. Аренда комфортного жилья для сотрудника – способ заботы и повышения привлекательности вакансии для работников. Кроме этого, если работодатель снимает апартаменты в b2b сегменте, а не выплачивает эту сумму в составе зарплаты, компания весомо экономит на налогах».

«В основном посетители апарт-отелей – бизнес-путешественники, которым надо заселиться раньше или позже, иметь доступ к кухне или стиральной машине, – отмечает Дарья Кочеткова, операционный директор платформы Ostrovok.ru. – Вторая категория – семьи, это самый большой сегмент. В отелях, как правило, мало номеров для семей с достаточным количеством спальных мест, кухней, возможностью разместиться с животными. Говорят, что семья с одним ребенком – проблема для отеля, с двумя – стихийное бедствие, селить их в соседних номерах не всегда удобно.

В Новосибирской области объем бронирований в апарт-отелях достигает 9% от общего их числа, что вдвое выше среднего показателя по России (4%).

Количество бронирований в 2023 году выросло на 43%. Средняя стоимость ночи – 3,15 тыс. руб., за год показатель вырос на 19%. Для сравнения, стоимость ночи в четырехзвездочной гостинице – 5,6 тыс. руб., трехзвездочной – 3,7 тыс. руб.

Мультиформатные центры как точки притяжения
Если раньше апартаменты в основном привлекали покупателей низкой ценой и удачной локацией, сейчас история изменилась. «Просто комплексом апартаментов сейчас никого не удивишь», – говорит Анастасия Пятенко, руководитель направления по работе с партнёрами SG-development, комплекс «АЭРОН».

Эксперт отмечает, что современные многофункциональные комплексы меняют облик города, добавляют ценности району и украшают его. В частности, «АЭРОН» преобразит центральную площадь левобережья Новосибирска, которая в течение последних тридцати лет не могла обрести достойный облик. Комплекс станет мощной точкой притяжения, модной локацией для горожан благодаря выбору активностей и возможностям для отдыха и общения.
Анастасия Пятенко, руководитель направления по работе с партнёрами SG-development, комплекс «АЭРОН»

Анастасия Пятенко, руководитель направления по работе с партнёрами
компании SG-development, комплекс «АЭРОН»:

Мы ориентируемся на портрет клиентов наших будущих инвесторов, поэтому один из корпусов – медицинский. Здесь будет создан крупный кластер сильных медицинских клиник, которые смогут привлечь поток иногородних посетителей. Более 40 кафе, ресторанов, музей авиации на площади более чем в тысячу квадратных метров, маркет-холл с эксплуатируемой кровлей и крупный бизнес-центр, – все это задаст ритм кипучей активной жизни в центре левого берега.

В Новосибирске, по мнению многих горожан, в части районов ощутим недостаток инфраструктуры, ярких локаций, что в целом усиливает маятниковую миграцию, когда за шопингом, развлечениями и впечатлениями жители едут в центр. Например, район на берегу Оби вблизи метро «Речной вокзал» украсил просторный парк, но инфраструктуры там недостаточно, и мультифункциональный комплекс FREEDOM должен восполнить этот дефицит.
Алексей Сержанов, директор по развитию бизнес-комьюнити One Company, проект FREEDOM

Алексей Сержанов, директор по развитию бизнес-комьюнити One Company,
проект FREEDOM:

Новосибирск — уникальный город, у которого есть крутые преимущества, которые мы хотели подчеркнуть при создании МФЦ FREEDOM. Наша цель – создать в мегаполисе знаковую локацию, такую, как Москва-сити. Через несколько лет посетители набережной смогут не только прогуляться по набережной, но и поужинать на ресторанной улице, отдохнуть в термальном центре, пройтись по магазинам, зайти в салон красоты и послушать выступление музыкальной группы. Уникальная возможность для жителей комплекса — в бесшовности сервисов, когда все эти возможности доступны по нажатию кнопки лифта».

Высокие требования к бесшовности сервиса в апарт-отелях подтверждает и Валерия Кузьмина, директор по продажам ГК «Камея», констатируя, что люди ценят, когда максимум потребностей можно закрыть быстро и не выходя за территорию, еще лучше, — не выходя даже на улицу.
Валерия Кузьмина, директор по продажам ГК «Камея»

Валерия Кузьмина, директор по продажам ГК «Камея»:

Мы проектировали апарт-отель IQ aparts с учетом потребностей посетителей: предусмотрели в концепции привычные опции: супермаркет, кафе, закусочные, кофе-точки, спа-салон, прачечную. Из необычного у нас есть просторная подземная парковка, нетривиальная именно для отелей. В Новосибирске это очень востребованная опция. Также мы предусмотрели кейсы-локеры, специальные шкафчики, места для хранения сезонных или личных вещей для клиентов, живущих на два города или сдающих свой номер под аренду на время своего отсутствия. Это будет доступно как услуга от управляющей компании.

По мнению Николая Антонова, перечень эффективных инфраструктурных предприятий в черте сервисного апарт-отеля – открытый, при этом поток посетителей отеля прибыли для них не дает.

«Большая ошибка думать, что внутренний поток апарт-отеля обеспечит рентабельность, это ошибка проектантов, – говорит эксперт. – Всегда думайте, чем вы будете полезны жителям района, своим соседям, для чего вы им пригодитесь, какую пользу дадите».

Антонов перечислил два нестандартных решения, доказавших эффективность в Санкт-Петербурге. Первое – детский центр. «Наши гости – люди по преимуществу семейные, детский центр работает как для жителей соседних домов, так и для гостей, – поясняет он. – Не каждый ребенок выдержит трехчасовой поход в музей или театр, а если можно оставить ребенка под присмотром, родители получают свободный вечер, что ценно».

Вторая идея – небольшой медицинский центр, в котором можно сдать анализы, поставить прописанные врачом инъекции или капельницу, посетить терапевта, сделать УЗИ. «Такие центры востребованы у тех, кто приехал ради операции, или проходит курс лечения», – сказал Антонов.

В апарт-отелях необходимо создавать комьюнити, чтобы гости не чувствовали себя покинутыми, хорошо, когда в штате отеля есть event-менеджер, запущен чат-бот с анонсами мероприятий в отеле, или в театрах и музеях неподалеку.
Реновация в тренде

Весной 2024 года в Новосибирске появился первый яркий проект в сфере редевелопмента зданий — «Лофт.Наука»*. Исторически в этом здании располагался филиал одного из старейших издательств России — «Наука». При реновации новосибирский девелопер — ГК «Расцветай» — сохранил индустриальный стиль здания, что сделало возможным создание настоящего лофта — с высокими пятиметровыми потолками и огромными окнами в 3,5 метра. Каждый юнит в здании апарт-комплекса — с антресольным этажом.

Когда важно управлять правильно

«Вопросов в недвижимости такого формата много, – говорит Евгений Улитко из мэрии Новосибирска. – Например, как вы в дальнейшем видите эксплуатацию объекта с колоссальным количеством собственников, какая есть практика. Как будут приниматься решения, скажем, по ремонту, какова будет ликвидность этих помещений, что будет, если кто-то решит изменить сценарий. У нас есть обращения граждан, например, когда в соседнем помещении за стеной вайп-бар или кальянная».

«Нецелевое использование апартаментов для жизни способно навредить бизнесу, – соглашается Григорий Якобсон из агентства недвижимости «Жилфонд». – Управляющая компания – спасение для проекта».

Николай Антонов, генеральный директор, УК «МТЛ-Апарт» (входит в «ГК БестЪ»):

– Если девелопер принял решение работать в формате такой недвижимости, он должен взять на себя обязательство ею управлять, причем управлять крупным комплексом важно профессионально. Любой апарт-отель – многособственническая коммерческая структура: важно обеспечивать принятие грамотных решений, вовремя проводить реновацию, поддерживать фонд капитального ремонта, выстраивать отношения с владельцами инфраструктурных компаний. Это ежедневная творческая и непростая работа, которая в конечном итоге делает апарт-отель прибыльным.

«В управлении таким сервисным апарт-отелем важна тщательная и скрупулезная работа с собственниками еще на этапе продаж, это не жилой дом, превалирует идея зарабатывания, инструмент гостиничного бизнеса, поддержка стратегии, которая была изначально задана», – добавляет Евгений Павловец, директор ООО «БонАпарт».

Перспективы и риски

Гости которые бронируют апарт-отели, в 80% случаев снова будут бронировать размещение именно в этом формате, отмечает Дарья Кочеткова, добавив, что в сервисе Ostrovok.ru ожидают наращивание доли апарт-отелей и в дальнейшем.

«При том, что стоимость квадрата в сервисных апартаментах может быть выше, чем в квартире, им удается успешно конкурировать с жильем, – говорит Евгений Павловец.– Инвестиции в этот объект будут ниже, а доход с апартаментов – выше, чем с квартиры большей площади».

Валерия Кузьмина, директор по продажам ГК «Камея», связывает перспективность апартаментов как вида недвижимости с развитием программ гарантированной доходности. «Сейчас на рынке есть программы с быстрой окупаемостью, что привлекает инвесторов, формирует положительный опыт. Полагаю, что когда в Новосибирске будет больше сданных и успешно функционирующих апарт-комплексов, таких, как IQ Aparts, это добавит популярности формату», – сказала она.

Основные риски при покупке апартаментов аналитик Сергей Николаев связывает с тем, что у дольщиков нет полной гарантии сохранения средств и при наличии счетов-эскроу, поэтому их стоит покупать только у надёжных застройщиков или в сданных проектах.
Независимый аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев
«В ближайшие годы к борьбе за клиента на рынке апартаментов добавится конкуренция между управляющими компаниями, – отмечает Сергей Николаев. – При этом ситуация по комплексам апартаментов более благоприятная, чем по новостройкам в целом, здесь и развитие внутреннего туризма в РФ, что повышает спрос на апартаменты гостиничного типа, и июльская отмена льготной ипотеки, которая не касается апартаментов»