Инвестиционный оптимизм в эпоху «дорогих денег»: отрасли-локомотивы и точки роста в Новосибирске

Как выглядит экономика Новосибирска на общем фоне, ждать ли охлаждения рынков девелопмента, туризма и логистики и как стоимость денег влияет на активность в регионе – обсудили эксперты на деловом завтраке РБК Новосибирск, который прошел в Grand Autograph Hotel

Экономисты и представители бизнеса видят в текущей экономической ситуации риски, связанные как с внешнеполитическими угрозами, так и с дефицитом человеческих ресурсов. В условиях санкций и дорогих денег поводом для оптимизма становится передел рынков, развитие внутреннего туризма, девелопмента и логистики.

Инвестирование в эпоху санкций

Российский бизнес несколько лет работает в условиях санкций, которые, по прогнозам экспертов, будут только усиливаться. Помимо этого, в мире сохраняется угроза глобального финансово-экономического кризиса.

В существующих реалиях новая регионализация развивается непредсказуемо, по принципу ситуативного партнерства, отметила на деловом завтраке в рамках РБК Бизнес день в Новосибирске профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко.
«В России заявлены достижения технологического суверенитета. Пока все идет на уровне импортозамещения, и не везде успешно. Где-то технологический суверенитет есть, например, в наших профильных отраслях, а остальные сферы нуждаются в серьезной работе. Это и выстраивание новых логистических систем, и восстановление и рост объемов промышленного производства. Это одна из основ инвестиционного оптимизма», – сказала Ткаченко, отметив, что без инвестиций дальнейший рост невозможен.
РБК Бизнес день в Новосибирске собрал более ста участников, предпринимателей, ученых и представителей власти

Инвестиционный оптимизм на примере Новосибирской области

По словам Ткаченко, в Новосибирской области индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам деятельности в 2022 году существенно просел, но в прошлом году пошел тренд на восстановление.

«По сути, инвестиционный оптимизм базируется на цифрах, которые не имеют отношение к реальному росту экономики. Если мы посмотрим в структуру регионального ВРП, она сохранилась. Ключевыми сегментами являются производство, транспорт, внутренний туризм. Доля инвестиций в основной капитал, на фоне роста по этому показателю в других регионах, в Новосибирской области снижается. Объемы регионального инвестирования падают. При этом сохраняются оптимистичные прогнозы инвестиционной активности в будущем», – говорит эксперт.
Объем инвестиций в основной капитал региона в 2023 году достиг 381 млрд руб., что на 18,3% больше показателей позапрошлого года. Объем вложений в экономику вырос на 40 млрд руб. В 2024 году власти прогнозируют объем инвестиций в основной капитал на уровне 369 млрд руб. , а к 2026 году рост должен составить до 446 млрд руб., даже при консервативном прогнозе.
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
Как выглядит экономика Новосибирска на общем фоне, ждать ли охлаждения рынков девелопмента, туризма и логистики и как стоимость денег влияет на активность в регионе – обсудили эксперты на деловом завтраке РБК Новосибирск
Как выглядит экономика Новосибирска на общем фоне, ждать ли охлаждения рынков девелопмента, туризма и логистики и как стоимость денег влияет на активность в регионе – обсудили эксперты на деловом завтраке РБК Новосибирск
«Если сейчас не создать предпосылки для оживления инвестиционной активности, то рост будет на уровне стагнации, – говорит эксперт. – Регион нуждается в диверсификации направлений инвестирования».
Профессор кафедры экономики и управления предприятиями
и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко

«Необходима поддержка промышленного развития в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в части создания предпосылок к конвергенции оборонного и гражданского секторов. Я не говорю о демилитаризации, когда мы выпускаем вместо подводных лодок прогулочные катера. Нам придется сохранять военный сектор, но желательно, чтобы этот сектор мог производить и гражданскую продукцию или продукцию двойного назначения. Это параллельное создание технологий двойного назначения. Если присмотреться, таких технологий много – те же беспилотники», – сказала Ткаченко.

Для Новосибирска важно развивать бренд региона. Советник генерального директора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Лада Юрченко полагает, что с точки зрения маркетинга территорий регион является очень сложным. Проблемы в этой части возникают из-за отсутствия мощного консолидированного бренда. Люди знают про Академгородок, кто-то помнит, что область находится в центре Евразии, – и, практически, все.
Советник генерального директора Агентства инвестиционного развития
Новосибирской области Лада Юрченко
«Выход – начинать с комплексного бренда. Это не противоречит мировой практике. У нас огромное «княжество» с огромным количеством производственных площадок, а не только Сибирь сортировочная. Здесь нужно просить девелопмент помогать развивать территории внутри города», – сказала Юрченко.

По словам Елены Ткаченко, если говорить о перспективах, то инвестиционный рост, помимо девелопмента, продолжится в сфере транспорта и логистики.

«Это ключевые отрасли, которые при грамотном использовании современных инструментов и механизмов финансирования позволяют при текущей стоимости денег реализовывать проекты. Появился инструмент, который создает предпосылки для коллективного инвестирования, – цифровые финансовые активы. Девелопмент начинает его активно осваивать в регионах. Это позволяет существенно снизить стоимость денег. По сути, это форма коллективного инвестирования обеспеченная квадратными метрами», – полагает она.

Девелоперы как развиватели

Новосибирская область находится на третьем месте среди регионов России по объему ввода многоквартирных домов в период январь-апрель 2024 года, следует из данных «Единого ресурса застройщиков». Как сообщало областное правительство, за последние пять лет объем жилищного строительства в регионе вырос в 1,7 раза до более чем 3 млн кв. м в 2023 году.

«В период турбулентности, когда нет уверенности, что ставка рефинансирования будет длительное время сохраняться на одном уровне, даже высоком, каждый для себя берет паузу, – констатировал вице-мэр, начальник департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Алексей Кондратьев. – Многие отмечают, что в связи с уменьшением ипотеки, есть спад спроса на продукцию строительного сектора. Сегодня строители – это генподрядчики, а фактический застройщик – банк. Последний будет повышать требования к реализации проекта – либо ускоряйся, либо кредитуйся на других условиях. Поэтому в новые проекты желающих заходить меньше».
Вице-мэр, начальник департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Алексей Кондратьев
По словам Кондратьева, сейчас в Новосибирске ни один проект не находится на паузе. Но, чтобы тенденция сохранилась, нужно повышать привлекательность города.

«Новосибирск не благоустроен, но при этом сложно бросить камень в адрес застройщиков. Каждый в своей локации берет в оборот и прилегающие территории, привлекательность которых повышает», – говорит вице-мэр. Он полагает, что инвестиционное замедление может выразиться в уменьшении числа новых стартапов. Чтобы этого избежать, бизнесу необходимы более комфортные входные условия.
Директор «Брусника. Сибакадемстрой» Михаил Ансимов

В Новосибирске застройщики активно помогают городу развивать территории, при этом основной фокус их внимания – границы проектов. Одна из проблем рынка девелопмента – нехватка кадров, причем не только количественно не хватает работников, но и в профессиональном плане. Есть внушительный дефицит компетенций. Бизнесу приходится всех доучивать и переучивать», – говорит Ансимов.

По словам главы ГК «Химметалл» Евгения Гаврилова, люди не видят перспектив в родном городе, а самые высококвалифицированные кадры рассматривают возможность переезда. «Борьба за людей должна быть на самом высоком уровне. Для этого Новосибирск должен быть комфортным. Если мы не выиграем эту конкуренцию, то город будет деградировать», – сказал он.

Девелопмент – мультипликативная отрасль, где на одного строителя приходится до пяти работников из смежных отраслей. Глава регионального отделения «Опоры России» Игорь Салов отмечает, что в сфере задействовано много некрупных предпринимателей.
Глава регионального отделения «Опоры России» Игорь Салов
«В целом у нас доля малого и среднего предпринимательства во внутреннем валовом продукте региона достаточно невысока и составляет 15-20%, для сравнения, в Китае эта доля около 60%, – говорит Салов. – Доля МСБ растет, но я бы сказал, не благодаря, а вопреки. В целом ожидания тревожные: государство не хочет вкладывать прежнее количество бюджетных средств в субсидирование и уменьшение ставки по ипотеке. К тому же, Новосибирская область попала в перечень субъектов, где льготную ипотеку отменят. Увеличится востребованность семейной ипотеки, произойдет охлаждение спроса, а вот стоимость квадрата продолжит расти наравне с увеличением себестоимости строительства», – говорит Салов.

Инвестиции в кирпич

По словам руководителя направления по работе с партнерами ООО СЗ «Центр левого берега» (комплекс «Аэрон») Анастасии Пятенко инвестиции в недвижимость останутся самым понятным и основным инструментом инвестирования для обывателя. «Я уверена, что просадки в стоимости объектов не будет», – считает она.

Это подтверждает и руководитель проекта по развитию «Самолет Страна» Александр Гычев: «При отмене льготной ипотеки возможна некая просадка в продажах, но незначительная. Доля семейной ипотеки уже достигает 60% среди ипотечных программ, и, скорее всего, будут разрабатываться новые нишевые ипотечные продукты для разных категорий граждан», – полагает эксперт.
Руководитель направления по работе с партнерами ООО СЗ «Центр левого берега» (комплекс «Аэрон») Анастасия Пятенко

Строить отели через микроинвестиции

С 2016 года наблюдается рост коллективных инвестиций по апарт-отелям, рассказал партнер и гендиректор «МТЛ-АПАРТ» (Санкт-Петербург, входит в ГК «БестЪ») Николай Антонов.

«Это пример, когда по закону можно привлекать средства дольщиков-микроинвесторов к развитию инфраструктуры города в виде подготовки высококлассных гостиничных объектов размещения», – говорит Антонов. По его словам, это может помочь при проведении крупных мероприятий.
Партнер и гендиректор «МТЛ-АПАРТ» Николай Антонов

«В нашем понимании, коллективные инвестиции – правильный тренд, и мы давно его используем. Так в городе за счет микроинвесторов создается гостиничная инфраструктура. Денег у людей на руках остается много, и они, как правило, концентрируются в недвижимости. В первую очередь при этом надо приучить людей вести легальный бизнес, в результате город от этого будет получать стабильный налоговый доход», – сказал Антонов.

Директор по развитию бизнес-комьюнити One Company Алексей Сержанов отмечает, что на фоне ужесточения льготных программ ипотечного кредитования, апартаменты могут стать новой зоной роста. Сегмент имеет в Новосибирске большие перспективы.
Директор по развитию бизнес-комьюнити One Company Алексей Сержанов

«С каждым годом инвестиционный и деловой климат Новосибирска становится все более привлекательным с точки зрения как развития в настоящем, так и потенциала в будущем. Применительно к девелопменту – достаточно проехать по городу и увидеть количество и качество строящейся недвижимости. На рынке появляется все больше детально проработанных проектов в плане инфраструктурного наполнения, маркетинга, непосредственно строительства», – говорит Сержанов.

По его словам, привлечение профессионалов для работы и жизни по мере развития происходит органически. Новосибирск стал центром притяжения кадров со всей Сибири, а сейчас привлекает внимание столичных инвесторов, застройщиков и проектировщиков. «К примеру, исполнительный директор Freedom руководил строительством двух башен «Москва Сити», и таких примеров все больше, они становятся нормой», – сказал он.
Сибирь сортировочная
По данным областного правительства, в регионе вырос объем грузов, перевезенных через логистические парки. Основные складские и логистические контейнерные терминалы сегодня сконцентрированы в трех крупных транспортно-логистических зонах: западной, восточной и южной.

«Из-за загруженности Транссиба сроки поставок из Азии выросли. Товары в Сибирь идут полтора-два месяца, что требует повышенных складских запасов (минимум на 3,5 месяца), а значит, расширения складских площадей», – отмечают аналитики Сибирского ГУ Банка России.

Сейчас в Новосибирской области и большая часть инвестпроектов связана со сферой логистики. Так, самым крупным реализованным инвестпроектом в 2023 году стала открытая в начале октября первая очередь мультимодального транспортно-логистического центра «Сибирский», который будет обслуживать до одного миллиона контейнеров ДФЭ в год. Сдача второй очереди «Сибирского» запланирована на осень, после чего центр станет ключевым на Транссибе грузовым хабом и позволит существенно увеличить объемы контейнерных перевозок в восточном направлении.

По словам гендиректора ООО «РС ГРУПП КОНСАЛТИНГ» Рустама Сатышева, в Новосибирске исторически сформировалась хорошая база в виде промышленно-логистического центра, но сконцентрирована она в основном в одной точке, что приводит к проблемам с персоналом. В текущем году в этой же локации планируется достроить еще один крупный логистический комплекс.

Большинство крупных складских комплексов в регионе строятся под нужды e-commerce. Многие менее крупные транспортные компании или дистрибуторы не могут позволить себе платить высокую арендную ставку.

«За год арендная ставка выросла на 30%, и это вытесняет малых и средних арендаторов. Сейчас ставка по складу 900 рублей в месяц, и этот рост перекладывается в цену товара. Если ключевая ставка не упадет, то проект может провалиться в плане финансовой обеспеченности», – говорит он.
Генеральный директор ООО «РС Групп консалтинг» Рустам Сатышев
По словам Сатышева, еще одна проблема в том, что представители малого и среднего бизнеса не могут себе позволить масштабное строительство складов. «У нас нет инструментов стимулирования, благодаря которым частные инвесторы могли бы строить новые склады, для них непонятен срок окупаемости. Необходимо, чтобы власть помогала в этом вопросе», – отметил он. Эксперт полагает, что одна из проблем рынка – большой объем старого фонда, который нужно заменить. «Было бы хорошо, если мы город простимулировал реновацию внутренних промзон», – говорит эксперт.

В числе главных проблем рынка логистики – кадры. По оценке руководителя направления по работе с клиентами платформы Monopoly.Online Дениса Прокофьева, отрасли не хватает около 50 тыс. водителей. Эксперт полагает, что одной из причин является утрата престижа профессии.
Руководитель направления по работе с клиентами платформы Monopoly.Online Денис Прокофьев

«Необходимо на федеральном уровне проводить программы по привлечению водителей из регионов, информировать о востребованности профессии, возрождать профессиональные училища по подготовке кадров. Сейчас таких образовательных учреждений практически не осталось. Не во всех населенных пунктах страны водитель может открыть категорию для управления фурой. Возможный переезд и плата за обучение становятся рискованной инвестицией в себя, так как вероятность отказа в трудоустройстве без опыта работы есть всегда», – сказал Прокофьев.

По его словам, после ухода из России иностранных производителей грузовиков под давлением санкций стало сложнее и дороже обслуживать транспорт, плюс начальная стоимость сцепки увеличилась кратно: «Все это закладывается в стоимость перевозки. Поэтому ее рост происходит не органически, а в режиме стресса», - отметил он.

По словам Дениса Прокофьева, будущее стоит за развитием логистических онлайн-платформ. «Этот инструмент позволяет экономить грузовладельцам на стоимости перевозки, так как формируется здоровая конкуренция среди участников платформы, а грузоперевозчикам увеличить эффективность эксплуатации техники», – говорит эксперт.
Где взять кадры
По словам директора hh.ru Сибирь Екатерины Дегтяревой кадровый дефицит в регионе характерен не только для строительной и логистической сфер. В целом в Новосибирской области на одну вакансию приходятся три резюме при норме в пять-шесть.

«По данным Росстата, в течение нескольких лет мы лишимся 3,2 миллионов человек трудоспособного населения. Даже если Росстат прав, то на территории региона больше трудоспособного населения у нас не будет – кто-то не родится, кто-то выйдет на пенсию. И нам придется с этим работать, с тем, что есть сейчас», – сказала Дягтерева.
Директор hh.ru Сибирь Екатерина Дегтярева
Дегтярева отметила, что высокий риск есть в том, что часть людей высказывает готовность покинуть регион, – 19% соискателей в размещенных резюме заявляют о возможности переезда. Среди причин на первом месте – недостаточная инфраструктура. Согласно рейтингу регионов по привлекательности трудоустройства, Новосибирск находится только на 16 месте среди субъектов РФ.

Источником кадров для области по-прежнему остаются соседние города, которые рассматривают Новосибирскую область для переезда. «Почему к нам приезжают? Мы видим рост интереса в разрезе малых и средних предприятий, потому что люди, думают, что так они больше влияют на бизнес. В таком сегменте глобализация не исключает возможность видеть то, что я сделал здесь и сейчас, и это значимо для многих, – говорит Дегтярева.- Текущий дефицит на рынке труда создал понимание, что бизнес без людей не существует, и даже те самые онлайн-платформы кто-то должен написать и поддерживать».

Инвестиции во внутренний туризм

Количество туристов, посетивших Новосибирскую область в 2023 году, достигло 2,6 млн человек, это на 20% больше аналогичного периода предыдущего года, а объем платных туристских услуг в регионе достиг 16,7 млрд руб., что чуть меньше предыдущего периода.

Одним из флагманских проектов региона стал кластер «Обские просторы», который позволит развить инфраструктуру близи Обского моря. По данным областного туристско-информационного центра, в Новосибирской области все больше развивается тренд на глэмпинги, особенно вблизи водохранилища. Как правило, на сайтах отелей и баз отдыха в первую очередь бронируют люкс номера и домики, в то время как на эконом и стандарт – спрос гораздо меньше.

Директор представительства «Росса Ракенне СПб» в Новосибирске («Росса Ракенне» является эксклюзивным дистрибьютором финской компании Honka – производителем деревянным домов) Василий Бриль отмечает, что в настоящее время спрос на загородные отели и коттеджи увеличился, особенно – в часовой доступности от города.
Директор представительства «Росса Ракенне СПб» в Новосибирске Василий Бриль

«В текущем ритме жизни многие стремятся отдохнуть от рабочей недели и городской суеты, они хотят восстановить силы на природе, подышать свежим воздухом, но не готовы тратить на дорогу по три-четыре часа, - отмечает Василий Бриль. – Поэтому развитие туристической инфраструктуры вокруг Обского моря – одно из самых востребованных направлений. Если говорить об объектах размещения, которых здесь не хватает, то это экологичные, современные, эргономичные и технологичные объекты, отели и дома с красивым ландшафтом на прилегающей территории».

Эксперты полагают, что региону нужно инвестировать в строительство разноформатных баз отдыха. По словам Бриля, для развития качественной туристической инфраструктуры – отелей и клубов – необходимо интенсивное строительство транспортных развязок и решение на федеральном и региональном уровнях проблем, озвученных представителями власти и бизнеса. Это поможет создать комфортный инвестиционный климат.

«Сегодня существуют нормативные ограничения. Если это сдвинется с мертвой точки, я думаю, что возможно будет привлечь гораздо больше инвестиций и создать коллаборацию по туристическому направлению. Мы ожидаем значительного роста во внутреннем туризме. Даже уже сейчас эта активность есть, она чувствуется, мы активно участвуем в этом процессе. Строим объекты в Горном Алтае и на Камчатке», – говорит Бриль.

Инвестиционный оптимизм

«Новосибирская область – один из самых перспективных и развитых регионов России, констатирует Александр Гычев из «Самолет Страна». – Здесь большой потенциал с точки зрения экономического и научного развития. Новосибирск остается одним из центральных городов Сибири, аккумулирующим значительные человеческие ресурсы, поэтому Новосибирская область попала в список регионов, куда «Самолет» планирует выйти в первоочередном порядке».
Руководитель проекта по развитию «Самолет Страна» Александр Гычев
По словам доцента кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуарда Коложвари, сама конфигурация сегодняшней замкнутая система России даст приток инвестиций.

«По большому счету, у наших предпринимателей вне страны сейчас просто нет возможности инвестировать. Из России капитал не вывезти из-за санкций, и, благодаря этому, инвестиционная активность будет сохраняться, вопрос в объеме и качестве предложений для инвесторов», – полагает Эдуард Коложвари.