Грузы уходят в цифру:

выгоды, сложности и риски перехода

Конференция «Логистика Сибири»

На каком этапе сейчас находится цифровая трансформация отрасли, какие государственные и коммерческие сервисы уже работают, чего ждать грузоотправителям от перехода на «цифру», а также с какими проблемами и рисками они могут столкнуться – обсудили эксперты на конференции РБК Новосибирск «Логистика Сибири», которая прошла в Grand Autograph Hotel
Представители транспортной отрасли и аналитики рынка видят необходимость в учете ряда нюансов при переходе на «цифру», связанных с оптимизацией дополнительными затрат бизнеса и обеспечением безопасности данных. Среди главных положительных эффектов – обеление рынка, упрощение документооборота между бизнесом и государством, повышение безопасности услуги за счет исключению человеческого фактора, экономия денежных средств и времени.

Развитие государственных логистических систем

Цифровизация стала трендом всей страны, и рынок логистики уже давно двигается по этому пути. Оцифровка процессов в логистике помогает бороться с дефицитом кадров и влиянием человеческого фактора, наращивать эффективность в условиях ограниченных ресурсов и роста спроса на грузоперевозки. С помощью «цифры» повышается прозрачность процессов. Государство выступает одним из флагманов цифровизации, включаясь в формирование эко-среды для бизнеса.
Одной из ключевых задач Транспортной стратегии до 2030 года, принятой правительством РФ три года назад, стал перевод перевозочных документов в электронный вид. Основная цель формирования единой системы ЭПД – ускорить и упростить документооборот при перевозках грузов.

Оцифровка всех процессов становится условием для качественного развития и существования рынка и его игроков. Стимулом для добросовестной конкуренции на рынке транспортной логистики. Уход от бумажного документооборота ускоряет ведение отчетности и помогает точнее рассчитывать затратную часть компании.

О ГИС ЭПД

Одним из самых масштабных проектов по цифровизации на транспорте в стране стала ГИС ЭПД – государственная информационная система электронных перевозочных документов для обработки, хранения и предоставления сведений участниками транспортных перевозок в органы власти через операторов электронных перевозочных документов. Разработчик ГИС ЭПД – ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Оператор – Минтранс РФ.
Перевозочные документы на автомобильном транспорте, переведенные в «цифру»:
  • электронная транспортная накладная
  • электронный путевой лист;
  • электронный заказ-наряд;
  • электронная сопроводительная ведомость;
  • электронный заказ (заявка);
  • электронный договор фрахтования.
2024 г.
2028 г.
тыс. ед.
808
тыс. ед.
Рост парка тягачей в среднем на 3,4% в год в 2024-2028 гг. на фоне расширения парка в эксплуатации
ГИС ЭПД действует
Данные передают
1
83
с
компании из
сентября
регионов
2022 года
В неделю оформляется
100
более
электронных документов
тыс.
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина рассказала, что сейчас идет эксперимент по «стыковке» ГИС ЭПД с автоматизированной системой подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» (ЭТРАН). Это один из этапов, который позволит сделать мультимодальную логистику бесшовной.

«Уже согласованы и утверждены форматы и порядки обмена морскими и речными электронными перевозочными документами. Следующая, самая непростая задача, – авиаперевозки. Имплементировать международные стандарты в российское законодательство будет не так просто», – подытожила Федоткина.

Ольга Федоткина
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ)

О «ГосЛоге» и «Едином окне»

ГИС ЭПД станет фундаментом Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП, или «ГосЛог»). Эксперимент по ее созданию запущен в августе этого года по постановлению Правительства и продлится до 1 июня следующего года.

Сейчас идет отработка 12 экспортно-импортных маршрутов. «Отслеживается движение товаров и грузов, какие документы и в каком виде оформляются, где идет их дублирование, где – наибольший прогал с точки зрения временных затрат, оценивается взаимодействие с контрольно-надзорными органами. Основная задача – упростить B2G взаимодействие, оно больше всего нас сковывает», – рассказала в ходе конференции Федоткина.
В рамках внедрения платформы в конце этого года в тестовом режиме также запустят сервис «Единое окно» для взаимодействия бизнеса и государства.

«Задача и боль бизнеса, которые транслировались на протяжении многих лет, – положить в единую доверенную среду все данные для контрольно-надзорных органов. Чтобы, например, при заходе в порт не было необходимости готовить одну пачку документов для ФТС, бежать распечатывать кипу бумаг для Россельхознадзора», – пояснила Федоткина. Ожидается, что полноценно «ГосЛог» заработает к 2028 году. Переход на него будет поэтапным.

По словам эксперта, в дальнейшем планируется внедрить еще ряд аналитических и статистических сервисов, которые позволят государству отслеживать экспортные и импортные операции, выявлять наиболее загруженные направления, управлять инфраструктурой.

От цифровизации к регуляторике

Любое решение на рынке, в том числе и цифровое, должно иметь под собой нормативно-правовую базу. Если новые платформы и сервисы внедрять без опоры на законодательство, то в дальнейшем компании могут столкнуться с тем, что им придется перестраивать и дорабатывать свои внутренние процессы.

«В случае, если законодательное регулирование будут примерять уже на внедренное цифровое решение, то бизнесу придется дополнительно вкладывать деньги, менять операционную систему – а это всегда происходит через боль. Нужно не просто включить рубильник, а создать умное регулирование», – говорит Федоткина.
Сейчас в Госдуме к рассмотрению во втором чтении готовится законопроект о порядке допуска на рынок перевозок грузовым автотранспортом. Планируется создать новый реестр грузовых автотранспортных перевозчиков, а также установить новые требования для допуска в отрасль.

Если законопроект примут, то все перевозчики должны будут подать заявление на включение в реестр, иначе перевозить грузы им будет запрещено. Исключение – международная логистика или перевозки для собственных нужд.

Сам реестр предполагается сделать общедоступным, а вести его – на базе «ГосЛога».
РЕЕСТР ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ НАЧНЕТ РАБОТАТЬ В 2026 ГОДУ

По оценкам Федоткиной, реестр начнет работать в начале 2026 года. «Первостепенная задача – пересчитать всех участников рынка, парк транспортных средств, определить права владения. Параллельно необходимо работать над созданием и реестра экспедиторов, который, логично, будет также «лежать» на «ГосЛоге», – сказала эксперт.
Нюансы введения реестра
Президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Сергей Максимов считает, что введение реестра, безусловно, позволит обелить рынок. Однако, по закону, в него не попадают те, кто осуществляет перевозку для собственных нужд, между тем сейчас в Новосибирской области около трети от регистрируемых грузовых транспортных средств регистрируют на физлиц.

Сергей Максимов
Президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири»
«Это те самые физлица, которые имеют возможность возить груз по заниженному тарифу и не платить налоги, тем самым ломая рынок. В Новосибирской области, по оценкам, примерно 30-35% перевозок осуществляются именно таким способом. В ходе одного из рейдов, который проводил областной Минтранс совместно с ГИБДД, выявили водителя, который возил щебень на собственном грузовике, делалось это якобы для собственных нужд. Однако за один день он совершил маршрут пять раз. Явно, что это был коммерческий груз, но сделать с этим ничего нельзя. Этот пробел нужно как-то устранять», – сказал Сергей Максимов.
Что говорит статистика
По данным опроса Ассоциации «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» (РОСЭУ), почти 60% респондентов положительно оценили перспективу перехода на ГИС ЭПД. Более половины уже готовятся к переходу: почти треть находятся на стадии подключения или интеграции, около четверти – на стадии выбора оператора.
Некоторые респонденты не готовы к переходу: 14% не верят, что ЭПД станут обязательными, и еще 10% считают, что пока рано готовиться.

«Основным препятствием назову роуминг. Однако мы, как отраслевое объединение непосредственно участвующее в разработке технологии роуминга, можем сказать, что работа со стороны операторов и Федеральной налоговой службы России ведется и роуминг развивается. Конкретные технические ошибки в ходе опроса не упоминаются, да и мы о них не слышали, поэтому можем сказать скорее о бесперебойной работе ГИС ЭПД», – рассказал руководитель аналитического центра Ассоциации РОСЭУ Илья Виноградов.

Илья Виноградов
руководитель аналитического центра Ассоциации РОСЭУ
Преимущества ЭПД
Процесс взаимодействия регулятора с операторами ИС ЭПД и участниками рынка отлажен. Критичных факторов, которые препятствовали бы внедрению ЭПД с точки зрения практики или нормативной составляющей, практически не осталось, отметили в РОСЭУ.

Среди барьеров для повсеместного внедрения респонденты назвали неготовность контрагентов к новому формату, а также возможные затраты при переходе на электронный документооборот.
60%
позитивно относятся к обязательному переходу на ЭПД
Данные РОСЭУ, 2024 г.
Также, по словам Виноградова, несмотря на то, что часто респонденты отмечали неготовность контрагентов и отсутствие бесперебойного роуминга между операторами ИС ЭПД как ключевые проблемы, можно уверенно заявлять, что роуминг настроен, и операторы активно ищут клиентов, которые готовы участвовать в пилотных проектах. А для того, чтобы бизнес охотнее встраивал в свои процессы ЭПД, необходимо повышение уровня цифровой зрелости участников рынка перевозок.

Спрос на ЭДО и особенности взаимодействия

  • 93%
    Подавляющее количество взаимодействия с налоговыми органами происходит онлайн
  • 82%
    Юрлиц и ИП обеспечены электронной подписью
    (по данным ФНС России на июль 2024 г.)
  • 83%
    Налогоплательщиков подключены к ЭДО с контрагентами
    (по данным ФНС России на июль 2024 г.)
1,15 млрд
Электронных счетов фактур в 2023 году.
Рост с 9% до 50% в сравнении с 2020 г.
>1,5 млн
МЧД хранится в распределенном реестре ФНС России с 2022 года.
(по данным на сентябрь 2024 г.)
«Эксперты отмечают, что процесс взаимодействия регуляторов и участников рынка отлажен, «белых пятен» почти нет. При этом операторы ГИС ЭПД продолжают тестировать и масштабировать решения. Поскольку к системе уже подключено 11 операторов, можно предположить, что система рассчитана на рост числа пользователей», – добавил Виноградов.
«Критичных факторов с точки зрения практики или нормативов нет. Мы смотрим на этот вопрос с позитивной точки зрения, ожидая всё большего проникновения ЭДО в том числе в транспортную отрасль. Есть и другие отрасли, где процент хождения электронных документов достаточно высок, вследствие чего можно говорить о возможных императивах», – подытожил Виноградов.
Пионеры «цифры»
Двигателями развития цифровизации станут, в первую очередь, крупные компании, которые создают собственные цифровые сервисы и платформы. Отказываться от старых форматов организации грузоперевозок «в тетрадке» и на личных договоренностях заставляют изменения рынка и рост объемов. Так, по данным за первое полугодие текущего года, количество перевезенных грузов на платформе «Монополия», объединяющей участников рынка автомобильной логистики, увеличилось на треть по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Евгений Ивлев
директор по продажам ГК «Монополия»
«Переход в цифровую логистику упрощает жизнь самим логистам. У нас есть возможность дать каждому участнику зарегистрироваться в один клик, разместить заявку на платформе, подгрузить документы и отслеживать груз на всех этапах. Онлайн – это увеличение объема данных, которые в офлайне никак не возможно агрегировать. Ввиду того, что мы оперируем большим количеством транзакций, внушительным количеством перевозчиков, то можем отслеживать спрос и предложение на рынке, собирать подробную аналитику по этому спросу», – рассказал директор по продажам ГК «Монополия» Евгений Ивлев.
«Монополия» – ведущая российская логистическая платформа, объединяющая участников рынка в цифровой среде c помощью сервисов и технологий. Цифровая платформа включает все необходимые сервисы для организации крупнотоннажных автомобильных грузоперевозок – от поиска груза или перевозчика до топливного процессинга и услуг сети проверенных дорожных комплексов по всей России. Больше 18 лет компания помогает тысячам участников рынка находить и отправлять грузы, строить эффективные маршруты и упрощать рутинные процессы. К платформе подключены более 8 тыс. перевозчиков и 80 тыс. транспортных средств.
Среди плюсов цифровизации, помимо агрегирования больших массивов данных, Ивлев называет и возможность внедрения в ежедневную работу логистов на предприятиях инструментов, которые позволяют управлять ценообразованием на перевозки.

На платформе «Монополия» есть ряд таких инструментов:

  • «Рекомендованная стоимость»
    Платформенные алгоритмы анализируют данные по совершенным транзакциям и предлагают пользователю среднерыночную стоимость за услугу. По данным компании, при использовании рекомендации вероятность вывоза груза увеличивается на 12%.
  • «Встречное предложение»
    когда перевозчик может предложить свою стоимость за перевозку. Это особенно актуально, когда заказ «горит», и его необходимо вывезти в максимально короткие сроки.
  • «Аукцион»
    тип тарифа, когда грузоперевозчик начинает конкурировать с другими перевозчиками за право вывезти груз, понижая ставку.
«Одно и то же направление может закрываться с разной конверсией. У каждого заказа есть свои критерии качества: тариф, экспозиция и популярность направления. Чем больше отклонение тарифа, тем меньше вероятность, что заказ будет закрыт. Экспозиция — время от размещения заказа на платформе до плавного времени погрузки. Чем выше эти показатели, тем выше вероятность вывоза груза», — рассказал Ивлев.
Платформа позволяет грузовладельцам работать со всеми заявками в личном кабинете по одному договору. Помимо возможности цифровой транзакции, создана эко-система дополнительных сервисов. ГК «Монополия» является третьим по объему в стране бескарточным процессингом B2B-сегменте и дает возможность сэкономить на заправке, страховании грузов, а также – быстрой оплаты – по некоторым заявкам оплата перевозчику происходит сразу после погрузки.

Интегрирование систем с платформой минимизирует ручной труд, исключает ошибки из-за человеческого фактора, предоставляет актуальную информацию по ресурсу (назначение или смена транспортного средства).
«Одно из отличий «Монополии» от других сервисов и бирж – мы несем ответственность перед грузовладельцами за заявки. Помимо этого, алгоритмы платформы, исходя из маршрутов, подбирают и рекомендуют следующие заказы для перевозчиков», – говорит Ивлев.

По его словам, в дальнейшем компания рассматривает возможность расширения контура перевозок. «У нас нет для этого барьеров. Сейчас мы наращиваем «мускулы» в FTL-перевозках, недавно добавили на платформу малотоннажные перевозки. После введения ЭДО будет однозначно легче внедрять мультимодальные перевозки. Пока работаем над тем, что есть», – сказал Ивлев.

ЭДО: проблемы и риски

Рост эффективности бизнеса важен в любое время, особенно в эпоху экономической турбулентности. Сейчас цифровизация является единственным вариантом решения проблем, которые накопились в отрасли не только за последние годы, а десятилетие – фрагментированность рынка, «серые» схемы, налоговая недобросовестность, демпингование, считает руководитель направления правового сопровождения основной деятельности ГК «Монополия» Анастасия Петрова.

Анастасия Петрова
руководитель направления правового сопровождения основной деятельности ГК «Монополия»
«Цифра» позволит ускорить транзакции, обеспечит прозрачность всех процессов, дать уверенность, что груз будет в безопасности. Финансовые инструменты и различные продукты на цифровых платформах дадут доступ к пулу надежных перевозчиков.
Тем не менее эксперты полагают, что переход на ЭДО может оказаться болезненным для некоторых участников рынка.
По словам Петровой, в рамках перехода на «цифру» главная проблема – техническая неготовность и высокая стоимость перехода на ЭДО, особенно – для мелкого бизнеса.
Вице-председатель новосибирского отделения «Опоры России» Илья Гнатуша отмечает, что бизнес поддерживает проект по цифровизации, однако необходима проработка механизма введения этих процессов без дополнительной финансовой нагрузки на бизнес. «Мы готовы проработать приемлемый механизм для защиты предпринимателей совместно с общественным советом по транспорту Новосибирской области, а также с экспертами и заинтересованным лицами перед его внедрением в обязательном порядке», – сказал Гнатуша.

Один из рисков, который беспокоит всех представителей отрасли – раскрытие информации, утечка личных данных. «Всегда есть вероятность, что кто-то из конкурентов сможет получить информацию о клиентах и соответственно «переманить» их на свою сторону», – говорит Максимов.

Илья Гнатуша
Вице-председатель новосибирского отделения «Опоры России»
Также эксперт отмечает, что острым остается вопрос работоспособности системы по переходу на ЭДО. «Например, при заявлениях Госавтоинспекции о 100% наличии планшетов, по факту их обеспеченность составляет порядка 50% в регионах Сибири. Значит, придется параллельно иметь и бумажную версию транспортной накладной и путевых листов. Второе – вопрос не только в транспортниках, вопрос в отправителях и получателях, – насколько они готовы. Например, в сельской местности не у всех организаций есть планшеты, не везде есть интернет. Получается опять надо дублировать бумажным вариантом. И еще вопрос, а как закрывать доставку в системе ЭДО, если у получателя нет к ней доступа и физической возможности ее использовать. Также надо помнить, что ЭДО это не только для автоперевозчиков и экспедиторов, это для всех предприятий промышленности, сельского хозяйства, организаций торговли», – говорит Максимов.

Несмотря на предстоящие сложности, эксперты предупреждают, что цифровизация – это путь в одну сторону. «Надо понимать, что возврата к бумаге не будет. На «цифру» перейдут все. По большей части принудительно. Опыт по внедрению ЭТРН показал, что добровольно переходить большая часть участников не готова. Наша задача – упростить этот процесс. Дать возможность перевозчикам, например, через нашу платформу перейти на ЭДО с минимальными затратами и без информационных сложностей», – сказала Петрова.
По ее словам, при обсуждении законодательных инициатив, еще на стадии проекта, представители платформы пытаются учитывать интересы всех участников рынка, в том числе и представителей мелкого бизнеса, и доносить их законодателям. «Для сбора обратной информации от предпринимателей мы постоянно находимся с ними на связи, проводим встречи, даем разъяснения практического характера по законодательству», – говорит Петрова.
«Монополия» оформляет ЭТРН с 2021 года, с 2023 года – электронный путевой лист. «Монополия» входит в пилотные группы Минтранса РФ по запуску электронных перевозочных документов, в том числе в перевозках алкогольной продукции, мультимодальных перевозках.
О необходимости информирования, особенно в регионах, говорит и Ольга Федоткина. «В регионах есть некий вакуум. Информация сюда доходит намного позже с момента трансляции на федеральном уровне. Правильная тенденция – говорить не только о том, как все прекрасно, но и подчеркивать определенные нюансы, с которыми может столкнуться бизнес, и что не всегда эти аспекты хорошие», – говорит эксперт.