— Социальная функция МФО: как она развивалась, насколько она значима в свете ориентированности Центробанка на общий рост финграмотности?
— Можно сказать, что изначально в основе создания компании лежала социальная функция. 2014 год был очень перспективным с точки зрения возможностей для развития высокотехнологичных стартапов. Именно в это время зародились сервисы, которые положат начало новым направлениям бизнеса. К тому моменту финансовые технологии вышли на достаточно высокий уровень, а ниша, где можно было бы их применить, была относительно свободна.
При этом мы видели возрастающую потребность населения в высокотехнологичных финансовых продуктах. Тогда, по данным ВЦИОМ, более 20% населения России не имело доступа к цифровым банковским продуктам из-за отдаленности региона. Именно эта категория граждан и вдохновила нас на создание финансового продукта, доступ к которому можно получить везде, где есть интернет.
Если говорить о социальной направленности в более локальном разрезе, то сейчас, в свете ужесточающейся борьбы за клиента и курса на выстраивание долгосрочных отношений с заемщиком, крупные компании активно развивают собственные социальные проекты, которые приносят практическую пользу людям. Мы всегда стараемся поддержать те категории клиентов, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Так мы списывали долги клиентам, ставшим жертвами стихийных бедствий, пострадавшим в «Крокусе».
Если говорить про развитие финграмотности, наиболее серьезная проблема, которую предстоит решить и ЦБ, и финансовым компаниям, – финансовое мошенничество. За 2023 год кибермошенникам удалось украсть у россиян
15,8 млрд руб.
По нашим данным, одна из наиболее страдающих от кибермошенников категория граждан – это учителя. Поэтому мы в 2023 году с Министерством образования Новосибирской области решили помочь родному региону и запустили курс лекций по финансовой безопасности для сельских учителей. Наши специалисты ездят в деревенские школы, где рассказывают о самых распространенных приемах и трендах мошенничества, а также о том, как не стать жертвами злоумышленников. По статистике, каждый третий сельский учитель попадался на уловки мошенников. Мы хотим изменить ситуацию.
Несмотря на то, что проект новый, мы уже видим положительную динамику – учителя нам пишут, что благодаря знаниям, полученным на лекциях, им удалось выиграть спор с банком, из которого были похищены средства, или помешать своим родственникам перевести деньги мошенникам.
Также в планах на ближайшее время – проведение конкурса эссе по азам финансового предпринимательства и планирования среди учащихся сельских школ. Это очень важно. Ведь большинство программ по финграмотности направлено на мегаполисы, а за бортом остаются деревни и села, жители которых наиболее беззащитны.