жесткое регулирование, технологичность
и digital-компетенции

Рынок МФО за 10 лет:

Максим Пащенко,
генеральный директор МФК «Джой Мани»

Детоксикация рынка МФО, новые вызовы для микрофинансовых компаний и прорывные IT-решения – об этом в интервью РБК Новосибирск рассказал генеральный директор МФК «Джой Мани» Максим Пащенко
— Компании JoyMoney исполнилось 10 лет. Как вы считаете, как за этот период изменился рынок МФО в России, каковы главные достижения?
— За этот период отрасль претерпела огромную трансформацию. Не секрет, что в начале двухтысячных рынок называли токсичным, да и компании были менее технологичные. Было огромное число организаций, которые работали в офлайне. Сейчас, в основном, МФО – это digital-компании, ценящие свою репутацию, формирующие ее, ведущие свою деятельность открыто.


Главным достижением отрасли за прошедшие 10 лет можно считать трансформацию рынка из разрозненных сегментов в прозрачную и эффективную финтех-отрасль.

— Регулирование МФО в ряде моментов гораздо более жесткое, чем у банков. Однако отрасль показала, что может соответствовать самым высоким требованиям. Более того, компании самостоятельно и в рамках саморегулируемых организаций разрабатывают стандарты работы, чтобы стать еще более клиентоориентированными.

Неудивительно, что за эти годы произошло стирание жесткой границы между клиентами банков и клиентами МФО. Это не только дополнительные возможности для отрасли с точки зрения наращивания качественной клиентской базы, но и серьезные вызовы – чтобы удержать новых клиентов, нужно предлагать продуктовую линейку и качество сервиса, соответствующие банковским. Сейчас в среднем,в портфеле МФО 10-15% банковских или бывших банковских клиентов.

Есть и расширение продуктового предложения. МФО – это уже давно не про PDL, «займы до зарплаты». Популярность набирают и IL (среднесрочные), и продукты с возобновляемыми лимитами, и займы самозанятым, ИП, представителям малого и среднего бизнеса, изучение новых рынков, к примеру, BNPL (технология, позволяющая покупателям разделить оплату за товар на несколько частей и выплатить их без переплаты в течение небольшого периода).
Офис МФК «Джой Мани» расположен в самом центре Новосибирска рядом с Первомайским сквером и площадью Ленина
— А как изменился за тот же период коллекшн?
— Понятно, что коллекторы 10 лет назад и сейчас – это абсолютно разные специалисты. До вступления в силу 230-ФЗ во многих компаниях, особенно небольших, у отделов взыскания не было даже скриптов. Сейчас скрипты составляются так, чтобы не вызвать у должника отторжение или тревогу. На первый план выходит комфорт клиента.

Сотрудники департаментов досудебного взыскания скорее выполняют функции финансовых консультантов, которые должны не просто взыскать задолженность, но и сохранить лояльность клиента. Деятельность их регулируется как на глобальном, так и на локальном уровне: в каждой крупной компании есть отдел контроля качества, который следит, как взаимодействуют сотрудники с должниками. При этом даже малейшее нарушение может послужить причиной для штрафа.

При этом и отношение к отрасли со стороны персонала тоже поменялось.
В коллекшн было сложно привлечь сотрудников, причем на любую позицию: потенциальные кандидаты отказывались от предложений только потому, что это коллекшн. Даже повышенный уровень зарплаты тут не выступал аргументом.

Если 10 лет назад классический коллектор в представлении многих был человеком с улицы с уголовным прошлым, то теперь портрет специалиста отдела взыскания абсолютно полярный. В коллекшн идет работать много молодых ребят с высшим образованием и красными дипломами. Для них коллекшн – возможность прокачать свои коммуникативные навыки и заработать, обычно такое начало карьеры дает хорошую платформу для развития в разных сферах. Причем требования у компаний к сотруднику отдела взыскания жесткие: плохая кредитная история, судимость, психическая нестабильность однозначно послужат причиной отказа. Во всех крупных компаниях есть корпоративные университеты, где обучают специалистов взыскания перед тем, как «выпустить на линию».
— Какую основную сложность испытывают компании сейчас?
— Основным вызовом сейчас является жесткая регуляторная политика в отношении необеспеченного кредитования в целом, не только в отношении МФО. От квартала к кварталу ужесточаются макропруденциальные лимиты (МПЛ), все более активно звучит риторика по дальнейшему снижению максимальной допустимой ставки для МФО.

Напряженные экономические и геополитические настроения меняют настроения населения, которое переходят на сберегательную модель поведения.
Все это происходит на фоне жесткой денежно-кредитной политики, а, значит, и дорогого фондирования для микрофинансовой отрасли. Но опять же, в этих ограничениях есть и точки роста. Как минимум, для крупнейших участников рынка, доказавших свою эффективную бизнес-модель в условиях кризиса.

Серьезно выросла стоимость привлечения первичного клиента. Если в 2020-2021 годах этот показатель составлял около 1,3-1,5 тыс. руб. за уникального нового клиента, то сейчас лид может доходить до 3-3,5 тыс. руб.

Тенденция к уходу небольших игроков и усилению позиций крупных компаний позволит увеличить число выдач микрозаймов на 25% в 2024 году, такие данные озвучили аналитики «Эксперт РА».

МФК «Джой Мани» входит в десятку крупнейших компаний России в сфере онлайн-кредитования. В холдинге IT Smart Finance, куда входит «Джой Мани», работают более 250 сотрудников
— Как вы оцениваете тренд на монополизацию рынка? Как изменилось количество игроков?
— Банк России продолжает расчистку рынка МФО. Сейчас в реестре состоят 948 компаний. За второй квартал ЦБ исключил из реестра 65 компаний, за полугодие – 110, за 2023 год – более 200. И это неизбежный процесс в текущих регуляторных и экономических условиях.

Небольшие игроки не справляются с возросшими требованиями по регулированию и по обеспечению информационной безопасности, поскольку их бизнес-модели оказались не способны работать при более низкой ежедневной ставке и при ограничении входящего потока, обусловленного МПЛ. В таких условиях вполне очевидно, что выживут только сильнейшие компании: с эффективным скорингом, с высоким уровнем цифровизации и продуктовой гибкостью.

Сейчас этот тренд ускоряется на фоне того, что больший объем займов выдается онлайн. В целом по рынку с учетом займов МСП, доля онлайн-займов в первом квартале 2024 г. обновила рекордное значение и составила 81% (кварталом ранее – 78%). При этом в сегменте PDL доля онлайн-займов осталась на уровне 95%, а в сегменте IL – выросла с 85 до 87%. Онлайн-выдачи требуют огромных инвестиций в цифровую инфраструктуру, в информационную безопасность, и в скоринг. Да и маркетинг растет в цене, особенно, после ухода с российского рынка привычных площадок.

Основные тенденции по-прежнему определяют крупные компании — на конец первого квартала 2024 года на рынке работала 81 компания с портфелем более 1 млрд рублей, а совокупный портфель таких МФО составил 83% портфеля рынка.

Более половины таких компаний были зарегистрированы 10 и более лет назад и активно работали на рынке на протяжении всего периода изменений в экономике и развития надзора и регулирования. Получается, что компании, созданные 10 лет назад, определяют сегодняшние тренды рынка.
В 2024 году компания «Джой Мани» заняла 6-ю строчку в топ-10 лидеров рынка (без учета банковских МФО) по чистой прибыли (484 миллиона рублей), удвоив этот показатель за 2023 год. По портфелю займов в сегменте PDL «Джой Мани» оказалась на 9-й позиции рэнкинга.

Кроме того, МФК «Джой Мани» вошла в топ-20 по рабочему портфелю (прирост на 84% за 2023 год) и в топ-15 по объему выданных за 2023 год микрозаймов (прирост 56%) (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»).
Резюме
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
— На ваш взгляд, есть ли перспективы у офлайн-выдач?
— Какой-то объем офлайн-рынка сохранится. Возможно, он будет как-то трансформироваться, но основное масштабирование будет происходить онлайн. До пандемии мы видели, как офлайн еще конкурировал с онлайном, но в пандемию все полностью изменилось.
IT Smart Finance (Айти Смарт Файненс) — международный финтех холдинг, разработчик сервиса по скорингу и андеррайтингу для анализа платежеспособности клиента, основанного на математических моделях и искусственном интеллекте, краудфандинговой P2P платформы. IT Smart Finance 9 лет создает финансовые технологические решения в России и за рубежом, все это реализовано в проектах: Nibble, Boostr, JoyMoney.
— Если оценивать объемы, как менялись финансовые показатели выдач и их число?
— У «Джой Мани» идет уже третий год непрерывного роста и масштабирования. Прирост очень значительный. Если в 2021 году мы выдавали порядка 100 млн руб. в месяц, то сейчас это цифра составляет в среднем 1,4 млрд руб.

Наиболее позитивным для микрофинансового сегмента, как и для всей финансовой отрасли, был 2021 год. Население и экономика вернулись на привычные рельсы после затяжного локдауна.

В 2022 году экономика столкнулась с шоковыми явлениями, второй квартал того года был трудным. Потом началась стабилизация экономики и население вернулось к потреблению, а МФО к росту выдач: радикального падения на рынке не произошло, несмотря на все ожидания экспертов. В 2022 году рост портфеля микрозаймов замедлился до 11% в сравнении с предыдущим периодом.

В прошлом году финансовый рынок вновь жил в условиях повышенной напряженности на фоне ужесточения регулирования потребительского кредитования и радикальных попыток Банка России его ограничить и затормозить. Для МФО это был также год адаптации к новому регулированию. Но и с этим вызовом отрасль справилась, без рекордов, но и с результатами значительно превышающими изначальные прогнозы. Портфель микрозаймов увеличился на 22%.

Что касается этого года, выдачи растут. Портфель микрозаймов вырос за первый квартал на 7%, до 472 млрд руб. В структуре выдач стабильно увеличивалась доля займов IL, в то время как доля займов PDL остается на минимальном уровне с 2017 года (32%).
  • 2,64
    млрд руб.
    составил прирост активов за 2023 год. Благодаря этому «Джой Мани» вошла в топ-20 компаний, улучшив показатели за год сразу на 10 позиций.
  • 678%
    рост капитала
    Компания «Джой Мани» за последние 3 года выросла практически в геометрической прогрессии: рост капитала компании составил 678%.
  • 500
    млн руб.
    С декабря 2023 года компания разместила на публичном долговом
    рынке облигации общим объемом 500 миллионов рублей.
  • 23
    млрд руб.
    За 10 лет существования «Джой Мани» выдала более 23 миллиардов рублей и помогла миллионам россиян решить финансовые задачи.
— Сейчас многие компании активно обучают сотрудников, разрабатывают собственные программы, приглашают внешних экспертов. А МФО это нужно?
— Я считаю, что внутренняя экспертиза команды — это очень ценно. И наш успешный корпоративный путь длиной в десятилетие — тому подтверждение.

Мы живем в эпоху, когда мир меняется стремительно и быстро. За какие-то 3-4 года все может перевернуться с ног на голову, те знания, которые ты получил недавно, могут стать неактуальными. Необходимо постоянно обучаться, повышать свою экспертность. Ты должен быть гибким, адаптивным, иметь возможность развиваться в разных направлениях, так как сегодня ты можешь работать в одном отделе, а завтра перейдешь в смежный, осваивая новые скилы. И от того, как быстро ты освоишь новую информацию, зависят многие процессы в компании. Именно принципы адаптивности легли в основу корпоративной философии «Джой Мани».

В «Джой Мани» есть внутренний корпоративный институт. Мы формируем кадровый резерв, обучаем наших топов. В этом году внедрен институт менторства, когда топы берут себе новичка и подтягивают его до определенного уровня. Для прокачивания различных навыков и умений с сотрудниками работают приглашенные тренеры по различным направлениям.
Чтобы создавать современные ИТ продукты, требуется не просто писать код, а понимать бизнес-процессы компании, отраслевые практики и тренды.
— Как вы считаете, необходимы ли отдельные образовательные программы для микрофинансовой и коллекторской сфер? Имеются в виду специальные углубленные курсы.
— Есть риск, что пока будут планировать и внедрять эти программы, они станут неактуальными. Отрасль стремительно меняется, как и подходы к работе с клиентами. Думаю, здесь более актуально развитие корпоративных университетов, где сотрудникам могут дать специфические и актуальные данные с опорой на действующие бизнес-процессы, особенности компании. В этом случае обучение более мобильно и программу можно быстро корректировать.
— Насколько, на ваш взгляд, IT-решения могут восполнить нехватку кадров в финансовой отрасли?
— Частично могут. Простой пример – это судебное программное обеспечение, которое помогает подавать много исковых заявлений в суд за короткий промежуток времени, минимально используя человеческие ресурсы. Например, один человек раньше мог подавать, условно говоря, 200-300 исков в месяц, а сейчас 2-3 тысячи благодаря автоматизации процессов.

Еще один пример: специалисты департамента верификации идентифицируют клиента и принимают решение по выдаче займа. Объемы выдач постоянно растут, а увеличивать без конца число андеррайтеров компания не может. Поэтому мы оптимизируем процессы, сейчас у нас порядка 70-80% всех выдач происходит без участия человека.

Я считаю, что такой путь актуален для всех департаментов.И конечно, в условиях глобальной цифровизации и импортозамещения внедрение этих решений может значительно изменить ландшафт рынка труда.

С одной стороны, возрастает потребность в квалифицированных IT-специалистах, специалистах по ИИ, аналитиках по большим данным, специалистах по информационной безопасности, а также системных специалистах. Они будут разрабатывать, внедрять и поддерживать сложные системы, обеспечивая их бесперебойную работу и адаптацию к новым условиям.

С другой стороны, автоматизация и роботизация неизбежно приведут к снижению спроса на сотрудников, выполняющих простые повторяющиеся задачи. Например, ИИ может потеснить операторов контакт-центров и продавцов. А в будущем, с учетом развития искусственного интеллекта, возможно, станет меньше бухгалтеров, кассиров, райтеров и аналитиков.
Одно из регулярных корпоративных мероприятий «Джой Мани» - ежегодный субботник в зоопарке, участие в мероприятии принимают более сотни человек. Так «Джой Мани» разгружают работников зоопарка, в котором всегда не хватает ресурсов и рабочих рук.
— Как вы используете технологии искусственного интеллекта (ИИ)?
— Если мы говорим про ИИ, то раньше это было просто красивое название, а сегодня мы видим их фактическое применение.

Сейчас ИИ выступает помощником, который упрощает работу людей, повышая их эффективность и освобождая время от текучки для более интересных, масштабных и значимых проектов.

Однако вряд ли в ближайшем будущем ИИ сможет полностью заменить человеческие ресурсы на какой-либо должности в финансовой сфере, так как пока в любой области с высоким риском, даже самой технологичной, необходим контроль человека.

Например, вопросы противодействия мошенничеству на любом этапе должен решать именно человек. Должно пройти достаточно много времени, чтобы этот процесс был автоматизирован.

В целом, МФО и финтех на текущий момент являются одной из самых интересных, активно развивающихся финтех-отраслей, мы активно впитываем все новое и добиваемся высоких результатов, разрабатывая зачастую новаторские, яркие проекты, которые расширяют рынок.
Менеджмент «Джой Мани» принимает участие в спортивных забегах
— Социальная функция МФО: как она развивалась, насколько она значима в свете ориентированности Центробанка на общий рост финграмотности?
— Можно сказать, что изначально в основе создания компании лежала социальная функция. 2014 год был очень перспективным с точки зрения возможностей для развития высокотехнологичных стартапов. Именно в это время зародились сервисы, которые положат начало новым направлениям бизнеса. К тому моменту финансовые технологии вышли на достаточно высокий уровень, а ниша, где можно было бы их применить, была относительно свободна.

При этом мы видели возрастающую потребность населения в высокотехнологичных финансовых продуктах. Тогда, по данным ВЦИОМ, более 20% населения России не имело доступа к цифровым банковским продуктам из-за отдаленности региона. Именно эта категория граждан и вдохновила нас на создание финансового продукта, доступ к которому можно получить везде, где есть интернет.

Если говорить о социальной направленности в более локальном разрезе, то сейчас, в свете ужесточающейся борьбы за клиента и курса на выстраивание долгосрочных отношений с заемщиком, крупные компании активно развивают собственные социальные проекты, которые приносят практическую пользу людям. Мы всегда стараемся поддержать те категории клиентов, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Так мы списывали долги клиентам, ставшим жертвами стихийных бедствий, пострадавшим в «Крокусе».

Если говорить про развитие финграмотности, наиболее серьезная проблема, которую предстоит решить и ЦБ, и финансовым компаниям, – финансовое мошенничество. За 2023 год кибермошенникам удалось украсть у россиян
15,8 млрд руб.

По нашим данным, одна из наиболее страдающих от кибермошенников категория граждан – это учителя. Поэтому мы в 2023 году с Министерством образования Новосибирской области решили помочь родному региону и запустили курс лекций по финансовой безопасности для сельских учителей. Наши специалисты ездят в деревенские школы, где рассказывают о самых распространенных приемах и трендах мошенничества, а также о том, как не стать жертвами злоумышленников. По статистике, каждый третий сельский учитель попадался на уловки мошенников. Мы хотим изменить ситуацию.

Несмотря на то, что проект новый, мы уже видим положительную динамику – учителя нам пишут, что благодаря знаниям, полученным на лекциях, им удалось выиграть спор с банком, из которого были похищены средства, или помешать своим родственникам перевести деньги мошенникам.

Также в планах на ближайшее время – проведение конкурса эссе по азам финансового предпринимательства и планирования среди учащихся сельских школ. Это очень важно. Ведь большинство программ по финграмотности направлено на мегаполисы, а за бортом остаются деревни и села, жители которых наиболее беззащитны.