Рост себестоимости и кадры:

проблемы, риски, перспективы рынка грузоперевозок

Конференция «Логистика Сибири»

Что движет рынком логистики и автомобильных грузоперевозок, определяет динамику спроса, какие сдерживающие факторы мешают развитию игроков, обсуждали эксперты на конференции «Логистика Сибири».
Рынок крупнотоннажных автоперевозок будет расти в среднем на 7,5% в год и достигнет 6,9 трлн руб. к 2028 году, рассказала на конференции «Логистика Сибири» директор Группы стратегии сделок и исследований рынка KEPT Надежда Маркова. Рост рынка, по словам эксперта, будет происходить за счет обновления устаревающего парка тягачей и его расширения.

В качестве благоприятных для развития факторов Маркова называет стабилизацию макроэкономических показателей, рост объемов розничной торговли и e-commerce, а также увеличение спроса на внутренние грузоперевозки и переориентацию международных грузовых потоков, Позитивное влияние оказывает принятие государством мер по регулированию отрасли и ее цифровизации.

Надежда Маркова
директор группы стратегии сделок и исследований аудиторско-консалтинговой фирмы Kept

Рост парка и выручки на тягач

707
тыс. ед.
2024 г.
808
тыс. ед.
2028 г.
Рост парка тягачей в среднем на 3,4% в год в 2024-2028 гг. на фоне расширения парка в эксплуатации
632
тыс. руб.
2024 г.
739
тыс. руб.
2028 г.
Рост размера выручки на тягач в среднем на 4% в год в 2024-2028 гг. на фоне планомерного увеличения тарифных ставок
В Новосибирской области рынок прирастает за счет автотранспорта общего пользования, не входящий в автопарки компаний, рассказал Анатолий Максимов, президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири». В прошлом году рост сегмента составил 4,4%.

Растет и объем перевозок железнодорожным транспортом – показатели за девять месяцев текущего года уже превышают уровень 2022 года в целом. Прирост объема переработки контейнеров в Новосибирском транспортно-логистическом узле к 2028 году должен составить 147% к текущему уровню.

Доля валовой добавленной стоимости по виду деятельности «Транспортировка и хранение» в общем объеме ВРП Новосибирской области составила 11,2% что более чем в полтора раза превышает средний показатель по России.

Сергей Максимов
президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири»
  • 49%
    рост грузооборота в 2023 году к показателям 2022 года.
  • 6301
    компаний в сфере «Транспортировка и хранение» в Новосибирске
  • 591,3 млрд руб.
    суммарная выручка сегмента в Новосибирской области
  • 87,1%
    доля прибыльных компаний в сфере «Транспортировка и хранение»
Данные Новосибирскстата по запросу РБК Новосибирск, октябрь 2024 года
Новосибирский транспортный узел традиционно является крупнейшим за Уралом, в его зоне влияния живет порядка 13 млн человек. Объем современных складов класса А и В вблизи Новосибирска на начало года почти в десять раз превышает сопоставимый показатель в Красноярске и в 20 раз выше Омска.
Вблизи Новосибирска продолжается активное развитие складских комплексов. Развивается площадка Промышленно-логистического парка, где расположен ядерный проект – ТЛЦ «Сибирский», индустриальный парк «PNK Парк Пашино», Логопарк «ПФО Север», Терминально-логистический центр «Евросиб», примыкающий к станции «Иня-Восточная».

19,5% от общего объема инвестиций в основной капитал в Новосибирской области приходится на сегмент «Транспортировка и хранение», что позволяет отнести данный вид деятельности к приоритетным для размещения инвестиций.

У Новосибирска большой потенциал ввода складской недвижимости на следующий год, отметил Рустам Сатышев, генеральный директор «РС Групп Консалтинг». Потенциал ввода на следующий год – 250 тыс. кв. м при том, что в этом году ввод будет минимальным за семь лет. «Этот факт объясняется тем, что сейчас сдаются объекты, которые были заложены в кризисные пандемийные годы, и в 2022 году», – пояснил он.

Ввод складских площадей, Новосибирская область

Вакансия ~ 0%
Ставка аренды 10 500 руб./ кв. м/ год без НДС
ОРЕХ 1500 руб./ кв. м/ год без НДС
Показатели склады класса А
Сейчас объемы вакантных складских площадей в регионе стремятся к нулю, а ставка арендной платы за год выросла почти на четверть, отметил Рустам Сатышев, генеральный директор «РС Групп Консалтинг». Драйвер роста, как и в сегменте грузоперевозок, –
e-commerce.

«Рисками остается высокая ключевая ставка, рост стоимости строительства и уровня зарплат, кадровый голод, – констатирует Сатышев. – Я считаю, что рынку требуется господдержка по субсидированию ставок при возведении инфраструктурных объектов, таких как склады и производственные здания».

Рустам Сатышев
генеральный директор
«РС Групп Консалтинг»
Вакансии как вызов
Еще один вопрос, с которым отрасль живет уже несколько лет – дефицит кадров. В дефиците – водители большегрузных автомобилей, работники складских комплексов. Не снимает остроту вопроса и рост уровня доходов – за два года рост размера предлагаемых зарплат для водителей в Новосибирской области составил 64%. Одна из проблем этой профессии – ее недостаточный престиж, низкий приток молодых кадров. Так, сейчас почти половина соискателей на должность водителей имеют стаж работы более 10 лет, 80% из них в возрасте старше 55 лет.
«Когда мы говорим о привлечении персонала, важно не зацикливаться только на зарплате, – отмечает Екатерина Дегтярева, директор рекрутингового портала HeadHunter Сибирь. – Конечно, при поиске работы деньги всегда будут на первом месте. Но, отмечу, в причинах низкой лояльности к профессии 40% называют некомфортные условия труда, 18% – неподходящий график, а 16% – постоянные переработки. И эти моменты работодатель может контролировать сам, оптимизировать графики, улучшать условия труда, снижая риски увольнения работников и формируя комфортную для человека рабочую среду».

Екатерина Дегтярева
директор рекрутингового портала HeadHunter Сибирь
Денис Прокофьев, руководитель направления работы с грузовладельцами ГК «Монополия», генерального партнера конференции, рассказал, что на рынке всегда было много водителей, желающих работать на себя. При этом в силу агрессивной рыночной среды раньше они редко решались начать свой бизнес в грузоперевозках, сейчас, когда есть возможность открыть бизнес с поддержкой крупного партнера, интерес к такому варианту развития собственного дела растет. Этот тренд подтверждают данные цифровой платформы «Монополия»: число участников проекта «Монополия Бизнес» постоянно растет, а количество транспортных средств в проекте уже превышает 900 единиц.

Денис Прокофьев
руководитель отдела по работе с грузоотправителями
ГК «Монополия»

«Монополия Бизнес» – проект для водителей, которые хотят начать работать на себя и своей машине. Дальнобойщик становится предпринимателем (регистрирует ИП) и получает сцепку в аренду без первоначального взноса с последующим правом выкупа. В проекте начинающему предпринимателю помогут разобраться с налогами, документами и бухгалтерией

Затраты и тарифы
Денис Прокофьев рассказал и о ситуации с тарифами. На рынке грузоперевозок заметен устойчивый тренд на рост затрат перевозчика на километр пути. «За прошедшие три года затраты перевозчиков на транспортировку грузов выросли почти вдвое», – отметил эксперт.
Основными факторами роста затрат, по данным экспертов цифровой платформы грузоперевозок «Монополия», являются:
  1. Расходы на обслуживание техники и закупку запчастей, которые в 2023 году стали выше в среднем на 30% и, возможно, продолжат рост.
  2. Рост зарплат водителей грузовиков, который к концу 2024 года прогнозируется на уровне 30%. На фоне растущего дефицита кадров нарастает и «зарплатная борьба» за персонал.
  3. Рост расходов компаний на лизинг техники. После роста ключевой ставки в сентябре 2024 года до 19% ставки на лизинг уже преодолевают минимальную планку в 27%.
А вот на рыночную стоимость перевозки влияет баланс спроса и предложения. Если рассматривать Новосибирск как точку погрузки, то в направлении Урала плотность грузоперевозчиков достаточно высока, что сдерживает рост тарифа. В то время как в сторону, например, Красноярска желающих забрать груз существенно меньше, в связи с чем тариф более динамичен.

Баланс грузоотправителей и перевозчиков

на цифровой платформе грузоперевозок «Монополия»
ТОП-15 направлений в Сибири
Транспортных средств на один груз
Если говорить о перспективах следующего, 2025 года, Денис Прокофьев полагает, что ожидать падения затрат на перевозку не стоит в силу текущей экономической ситуации. Но цифровые логистические платформы, как «Монополия», могут сократить затраты перевозчика за счет снижения порожнего пробега, времени простоя транспорта и оптимизации трудозатрат логиста. В режиме реального времени для каждого конкретного региона алгоритмы платформы определяют баланс спроса и предложения, на основании которого формируют оптимальную стоимость перевозки, в том числе на сложных непопулярных направлениях. Число выполненных онлайн-заказов на платформе, по данным за 1 полугодие 2024 года, увеличилось на 35% год к году на фоне роста количества клиентов – грузоперевозчиков и грузовладельцев.