Каждый седьмой россиянин:

кто и зачем берет займы в МФО

Микрозаймы чаще стали брать на крупные покупки и предпринимательские нужды. Типичный клиент МФО в России – неженатый мужчина, живущий в крупном городе. Как меняется портрет заемщика, – в экспертном обзоре РБК Новосибирск
Число выдач микрозаймов продолжает оставаться на высоком уровне: россияне продолжают брать краткосрочные и среднесрочные ссуды дистанционно. Так, по итогам III квартала 2023-го общий объем микрозаймов достиг 348,1 млрд руб., это на 18,2% больше, чем в тот же период прошлого года. Число клиентов микрофинансовых организаций выросло до 19,9 млн, – выходит, что каждый седьмой россиянин периодически пользуется услугами МФО.

По данным НБКИ, в феврале 2024 года МФО и МКК выдали почти 2,94 млн займов. После сезонного роста в конце прошлого года, в последующие два месяца выдача микрозаймов сокращалась. При этом в феврале данный показатель вернулся на уровень ниже 3 млн. выданных займов «до зарплаты».

Стабилизация выдачи микрозаймов в последнее время во многом объясняется действиями регулятора по охлаждению микрофинансового рынка.

«В прошлом году были введены макропруденциальные лимиты в части долговой нагрузки заемщиков и снижена максимально возможная процентная ставка по микрозаймам. Упомянутые меры привели к сокращению выдачи займов «до зарплаты», прежде всего, гражданам с высокой долговой нагрузкой», – рассказал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

При этом опрошенные РБК Новосибирск эксперты отметили, что с трансформацией рынка и ростом числа качественных заемщиков меняются и причины обращений за займами.

«Все больше в качестве причины обращения мы слышим не финансовые трудности и покупка товаров первой необходимости, а более крупные траты: ремонт, бытовая техника. Причины обращения меняются на более существенные, – сообщили в пресс-службе СРО «МиР». – Говоря о доходе, который свидетельствует о платёжеспособности клиента, его нельзя назвать низким. В среднем он составляет порядка 40-50 тысяч рублей».
покупка техники и электроники
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
39 %
22 %
ремонт квартиры, автомобиля
17 %
14 %
8 %
ежемесячные обязательные платежи
медицинские услуги
другое

Самые популярные поводы взять займ в МФО

*По данным МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм»)
Генеральный директор Moneyman Александр Пустовит отметил, что среди наиболее заметных изменений последних лет – рост запросов со стороны небольших предпринимателей: ИП, самозанятых. Они стали активнее использовать микрозаймы в качестве «коротких» денег для быстрого закрытия потребностей бизнеса — пополнения оборотного капитала, закрытие кассовых разрывов. Во многом это связано с ростом популярности торговли на маркетплейсах. В городах с населением от 500 тыс. человек, где деловая активность выше, заявок на предпринимательские цели поступает в среднем на 8-10% больше, чем в небольших городах и поселках.

«Есть рост доли запросов на «ремонтные траты» — граждане не готовы отказываться от проведения ремонта, несмотря на подорожание стройматериалов и ремонтных услуг — в отличие от покупки также подорожавшей техники и электроники. Доля таких запросов снижается, для людей техника и гаджеты отходят на второй план: они более склонны ремонтировать ее, а не покупать новую», – сказал эксперт.
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.

Топ-5 целей получения займа в МФО

*По данным Moneyman, 2024 год
Срочные и незапланированные расходы
21,8 %
Текущие расходы
18,6 %
Предпринимательские нужды
13,3 %
Ремонт недвижимости: квартиры, дачи
12,6 %
Приобретение техники, электроники
9,4 %
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
*По данным Moneyman, 2024 год

Людмила Бородина
заместитель генерального директора ООО МФК «Джой Мани»
Как отметила заместитель генерального директора ООО МФК «Джой Мани» Людмила Бородина, среднесрочные займы Installments клиенты предпочитают брать на крупные покупки или закрытие дорогостоящих целей: отпуск, оплату обучения, в то время как займы «до зарплаты» берут, чтобы закрыть срочные нужды, которые изначально не входили в финансовый план на месяц.

«Суммы и цели займов часто коррелируют с местом жительства заемщиков. Среди жителей городов-миллионников ожидаемо много бывших банковских клиентов, поэтому они в большей степени знакомы с займами категории installments, в то время как в провинции по-прежнему популярны PDL-займы. При этом тренд последних двух лет– переток клиентов из PDL-сегмента в сегмент среднесрочных займов», – заключила эксперт.

Цели получения займов:

  • 80%
    на личные расходы
  • 6%
    покупку бытовой техники
  • 3%
    лечение
  • 3%
    ремонт
  • 3%
    рефинансирование долгов
  • 2%
    образование
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
*По данным ООО МФК «Джой Мани»
По данным МФК «Лайм-Займ», за пять последних лет объем Installment займов в Новосибирской области увеличился на 28%, достигнув в 2023 году регионального максимума. При этом с начала 2019 года в регионе займы «до зарплаты» были основным продуктом компании, занимая 87% от всего объема выдач компании в регионе. А в 2023 году доля «коротких» PDL-займов снизилась до 59%.

Портрет заемщика


Константин Шарапов
Генеральный директор МКК «Академическая»
Генеральный директор МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм») Константин Шарапов сообщил, что на протяжении 2019-2023 годов основную долю заемщиков составляют именно мужчины — почти 60% от общего числа клиентов.

Главные изменения последних лет касаются средней суммы займа и возраста заемщиков. Если в 2019 году за микрокредитами обращались преимущественно мужчины 31-35 лет, то в прошлом году — молодые люди 21-25 лет.

Средняя сумма займа закономерно увеличивалась: в 2019 годах году она была чуть ниже 10 тыс. руб., к 2023 году выросла до 11,5 тыс. руб. На этот показатель повлияли, с одной стороны, рост цен и инфляция, с другой — постепенное снижение процентных ставок для МФО: если в январе 2019 года предельная стоимость займа была 2,5% в день, то сейчас она составляет уже 0,8% в день.


Олеся Киселева
Управляющий директор МФК «Лайм-Займ»
Управляющий директор МФК «Лайм-Займ» Олеся Киселева констатировала, что по данным финансовой компании, типичным получателем займов был неженатый мужчина без детей в возрасте 27-35 лет, который работает водителем. Киселева подтвердила тренд на рост доли молодых клиентов в возрасте от 19 до 27 лет в общей структуре заемщиков.
Александр Пустовит из Moneyman, наоборот, выделил тенденцию постепенного увеличения среднего возраста заемщиков. «Увеличение среднего возраста в структуре клиентов связано с подходом к оценке платежеспособности заемщиков и необходимостью соответствовать регуляторным требованиям в части макропруденциальных лимитов (МПЛ), введенных в 2023 году», – сказал он.

Александр Пустовит
генеральный директор Moneyman
Также эксперт рассказал о тренде на постепенное смещение платежеспособного спроса в более крупные населенные пункты — с учетом скоринговой политики и регуляторных требований в части МПЛ для МФО. При этом в городах с численностью до 500 тыс. человек заемщикам реже нужны средства на срочные и незапланированные траты. Таких заявок здесь в среднем поступает меньше на 4-7%, чем в крупных городах. По его мнению, это косвенно свидетельствует о том, что жители больших городов в меньшей степени уделяют внимание долгосрочному финансовому планированию.

Портрет должника МФО

Снижение доли коротких займов «до зарплаты» до 34% в общей структуре выдач способствовало уменьшению ежемесячных платежей заемщиков и общему сокращению долговой нагрузки граждан, констатируют аналитики Центробанка.

Благодаря ужесточению макропруденциальных лимитов улучшилось качество портфелей МФО: так, доля просроченной задолженности со сроком до 90 дней сократилась до 9%, это самое низкое значение с начала 2021 года. Этому способствовали рост доходов, сокращение выдач наиболее рисковых займов и увеличение объема уступленной задолженности, поясняет регулятор.
Закономерно, что размер зарплаты увеличился не только у заемщиков МФО, но и у неплательщиков. Руководитель отдела судопроизводства коллекторского агентства «Интел Коллект» Анна Белкина рассказала, что если в позапрошлом году средняя зарплата клиента коллекторского агентства была около 20 - 40 тыс. руб, то в прошлом – 40 - 60 тыс руб.

Среднестатистический должник по микрозаймам – мужчина в возрасте от 27 до 35 лет, который не состоит в браке, не имеет детей и работает по найму. Среди женщин самой распространенной была возрастная группа от 36 до 45 лет. Типичная клиентка «Интел Коллект», наоборот, состоит в браке и воспитывает детей, рассказала Белкина.