как МФО удается успешно работать в условиях жестких ограничений ЦБ

На острие финтеха:

Современные антифрод- и скоринговые решения, биометрия и искусственный интеллект, – рынок МФО стал одним из лидеров финтеха. Как трансформируется отрасль, какие изменения помогают оптимизировать бизнес-процессы и выполнять требования ЦБ РФ – в материале
Объем российского финтех-сектора в первом полугодии 2024 года, по данным Smart Ranking, вырос на 14,6% год к году и составил 115,5 млрд рублей. Одним из признанных лидеров по внедрению новаций в последние годы стали микрофинансовые организации (МФО).

МФО в силу специфики деятельности, роста регулятивного давления на сектор, которое негативно сказывается на их прибыльности, сосредоточены на повышении эффективности бизнеса за счет внедрения современных технологий, констатирует аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов.

«Это включает постоянное усовершенствование цифровых платформ, мобильных приложений, онлайн-сервисов, маркетинговых стратегий. При этом расширяется спектр сценариев использования ИИ-технологий, которые помогут улучшить процессы выдачи кредитов, анализа кредитоспособности клиентов, взаимодействия с клиентами и риск-менеджмента», – полагает спикер.
Микрофинансовые организации в России находятся в регуляторной узде, когда регулятор ограничивает маржинальность игроков рынка и устанавливает жесткие макропруденциальные лимиты, что также не лучшим образом сказывается на прибыли. В этой ситуации один из основных выходов – оптимизация себестоимости, основу которой закладывают эффективные финтех-решения, чаще всего – собственной разработки.
Резюме
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
По словам председателя совета СРО «МиР» Эльмана Мехтиева, драйвером поворота к активной цифровизации сектора стала пандемия, когда офлайн перестал быть доминирующим способом выдачи денег для МФО.

«Они пошли осваивать другую территорию – интернет, и вскоре стало очевидно, что по скорости принятия решений МФО превосходят банки, - отмечает Мехтиев. – Теперь банковские структуры начали рассматривать участников этого рынка как полигон для внедрения технологий и проверки гипотез».

Развитие цифровых инноваций – довольно дорогостоящее предприятие, с которым могут справиться только крупные игроки, констатирует Игорь Додонов. В связи с этим логичен тренд на монополизацию рынка: более мелкие компании будут постепенно терять конкурентоспособность и позиции.

Финтех позволяет МФО экономить

Сегодня МФО – полноправные участники финтеха, не только успешно пользующиеся достижениями на рынке, но и создающие собственные продукты для решения своих задач по повышению эффективности и масштабированию, рассказал генеральный директор МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм») Константин Шарапов.

«Та же автоматизация – безусловный тренд последних лет, значительно снижает операционные издержки, что положительно сказывается на рентабельности бизнеса. Сегодня IT-решения позволяют не только идентифицировать клиента, верно производить расчет ПДН, оценивать кредитные риски и работать с бюро кредитных историй, но и развивать клиентский сервис», – добавил он.


Анна Панкратова
директор по продуктам Moneyman
В качестве примера директор по продуктам Moneyman Анна Панкратова привела дистанционный формат оказания услуг. Это позволяет не тратиться на создание и обслуживание офлайн инфраструктуры в виде физических отделений. А оптимизация процессов обработки запросов, андеррайтинга заявок и выдачи займов дает МФО возможность поддерживать высокие стандарты обслуживания вне зависимости от расширения клиентской базы. Еще одним важным моментом является управление рисками. Накопление массивов данных о заемщиках и их анализ повышают точность оценки рисков при принятии решения о выдаче займов, что, в конечном итоге, транслируется в качество кредитного портфеля. Одновременно это позволяет персонализировать продукты и услуги под индивидуальные потребности заемщиков.

По словам управляющего директора МФК «Лайм-Займ» Олеси Киселевой, благодаря собственным разработкам продуктов оптимизация бизнес-процессов для МФО показывает эффективность.

«Безусловно, на старте требуются дополнительные ресурсы для сбора команды, запуска процессов разработки, развертывания необходимой инфраструктуры, однако после создания продуктов все вложенные средства окупаются за счет автоматизации большого количества бизнес-процессов, которая приводит к сокращению статей расходов. Мы наблюдаем этот эффект на примере нашей компании», – сказала Киселева.
Уход в онлайн

Олеся Киселева
Управляющий директор МФК «Лайм-Займ»
Согласно статистике Банка России, сегодня порядка 80% микрозаймов оформляется онлайн, и эта доля продолжает расти. Олеся Киселева пояснила, что сегодня компаниям важно минимизировать время, которое проходит между подачей заявки и получением денег, выстроить бесшовный и понятный клиентский путь, настроить системы скоринга и офферинга с учетом потребности клиента.

«Описанное выше работает и в pre-collection и collection: диалог «взыскатель – клиент» должен строиться на взаимном уважении, подразумевать поиск оптимального решения с соблюдением баланса между интересами сторон, осуществляться в разных точках пути клиента на этапе взыскания», – отметила управляющий директор МФК «Лайм-Займ».

Анна Панкратова констатирует, что современная МФО по умолчанию предполагает онлайн бизнес-модель. Фундаментально такая компания не сможет существовать без грамотно настроенной и постоянно дорабатываемой системы оценки рисков, – скоринга.

«Это технологическое ядро и основа бизнеса, позволяющая поддерживать высокое качество портфеля и обеспечивать возврат выданных займов. Здесь отдельно внедряют биометрический скоринг, который повышает эффективность идентификации клиентов и минимизирует случаи мошенничества», – сказала она.

«Особое значение сейчас приобретает и удобное автозаполнение всех обязательных полей и регистрация посредством ЕСИА – единой системы идентификации и аутентификации через портал Госуслуги или T-ID. Использование T-ID позволяет автоматически переносить в форму заявки все данные и таким образом минимизировать ошибки ручного ввода и значительно экономить время», – добавляет Константин Шарапов.

Валерий Нечаев
Руководитель управления сопровождения основной деятельности и взаимодействия с государственными органами ООО МФК «Джой Мани
Первое и самое очевидное изменение для потребителя – скорость принятия решения, когда от подачи заявки на заём до принятия решения проходят считанные минуты, отмечает Валерий Нечаев, руководитель управления сопровождения основной деятельности и взаимодействия с государственными органами ООО МФК «Джой Мани».

«Для компаний важен объем получаемой информации, – продолжает он.– Если несколько лет назад оценивались сведения в рамках упрощенной идентификации и кредитная история заявителя, то сейчас компании получают сведения из десятков или сотен источников, как самостоятельно, так и с привлечением контрагентов, которые позволяют минимизировать случаи мошенничества и предсказать финансовое поведение будущего заемщика».

Преимущества ИИ

За счет искусственного интеллекта обеспечивается обработка большого объема информации, принятие решений и автоматизация деятельности в разных секторах экономики, в том числе и предприятиями финансового рынка.

Как рассказали эксперты, ИИ активно используется в работе клиентской поддержки, для оценки кредитоспособности заемщиков, применяется в антифрод-системах.

«В работе МФО есть ряд процессов, существенную долю которых занимают однотипные рутинные операции. Автоматизация при помощи ИИ дает возможность повышать их эффективность, снижать расходы на них и высвобождать ресурсы для решения других задач», – пояснила Анна Панкратова.

Валерий Нечаев добавляет, что технологичные и крупные компании, имеющие собственную сильную IT-экспертизу, могут применять технологии ИИ в рамках управления кредитным портфелем, для информационной безопасности, при инцидент-менеджменте и даже в процессах судебного взыскания.

Как МФО оценивают заемщиков

Во время стремительного развития кибертехнологий, собственная, поддерживаемая внутренней командой, система скоринга с продвинутыми алгоритмами построения моделей является обязательной составляющей успешного бизнеса.

«Современный скоринг представляет собой сложную и развитую систему с широким набором внешних данных – не только из разных бюро кредитных историй и от операторов, но и из других, зачастую неочевидных, источников.


Константин Шарапов
Генеральный директор МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм»)
Нельзя не отметить важность качественных антифрод-систем, основанных на работе ИИ, которые значительно усовершенствовались на фоне прогрессирующих случае социнженерии и мошенничества», – рассказал Константин Шарапов.

Системы скоринга претерпевают очень частые изменения в зависимости от двух основных факторов – регуляторные условия, в первую очередь, это макропруденциальные лимиты и потребности компании.

«Безусловно, системы скоринга сейчас дополняются новыми технологическими решениями на базе ML, что расширяет возможности компаний в части скорости обработки большого массива данных о клиенте и более точного присвоения скорбалла, – поделилась Олеся Киселева. – В МФК «Лайм-Займ», например, с 2023 года поэтапно разрабатывается и внедряется MLOps-платформа, помогающая автоматизировать работу с моделями машинного обучения, которые применяются, например, в том же кредитном роботе – одной из частей автоматизированного скоринга, через который проходит 79% клиентов».

Займы в один клик

Современные МФО уделяют много внимания проработке клиентского пути, стремясь сделать его максимально простым, понятным и быстрым. Анна Панкратова считает, что в будущем оформление займа в один клик возможно.
Сектор МФО постепенно движется в этом направлении.

Основной задачей здесь является бесшовная интеграция друг с другом большого количества информационных систем, включая государственные сервисы. Одним из ключевых моментов здесь является идентификация клиентов, поэтому особую актуальность имеет интеграция с такими госсервисом, как Госключ.

«Это позволило бы значительно снизить уровень потенциального фрода в отрасли, упростить процедуру верификации. Здесь прежде всего стоит вопрос о скорости и простоте внедрения этих инструментов в работу бизнеса, потому что сейчас бюрократические барьеры препятствуют реализации процесса внедрения», – констатировала спикер.
Особую актуальность в разработке антифрод-систем имеет интеграция с такими сервисом, как Госключ, полагают эксперты.
Сейчас МФО стремятся получать полную информацию о клиенте из одного проверенного источника, такого, как профиль заемщика на Госуслугах. «Это позволяет максимально быстро заполнять анкету и ускорять процесс выдачи средств. Достаточными данными о клиентах владеют сегодня и крупные банки, поэтому они тоже могут конкурировать с государством в плане предоставления необходимой информации для автозаполнения и реализации цели «займа в один клик», – пояснил Константин Шарапов.

Олеся Киселева выразила опасения, что до получения займа в один клик дойти так и не удастся. «Вопрос не столько в том, что это технологически невозможно; это вопрос в первую очередь антифрода. Для верификации заявки и принятия положительного решения мало самих данных: нужно дополнительно проводить поведенческую аналитику, а иногда организовать простой разговор андеррайтера с потенциальным клиентом по телефону, чтобы уточнить профиль клиента», – подчеркнула она.

Кроме того, сегодня МФО предлагают дополнительные услуги, сопровождающие оформление микрозайма, и, чтобы предложить эти услуги клиенту, с ним также нужны дополнительные «касания» – например, в формате проставления «галочки» в чек-боксе. «Соответственно, «заем в один клик» – это интересная с точки зрения размышлений и фантазий, но маловероятная история», – заключила Олеся Киселева.

Российские vs иностранные МФО

«Считаю уровень развития МФО в России довольно продвинутым,– уверен Константин Шарапов. – Мы находимся на уровне европейских стран и даже в чем-то их превосходим, например, по части интернет-банкинга, удобства и функциональности мобильных приложений, идентификации клиентов и развития платежных инфраструктур. Удачным примером служит СБП, ставшая хорошим решением для моментальных переводов и оплат. Безусловно, мы перенимаем мировой опыт ведущих стран Европы и Азии по тем же автоматизированным решениям. Достижения отечественного финтеха хорошо «приживаются» в странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, куда зачастую заходят российские компании, видя в них большой потенциал для масштабирования», – рассказал эксперт.

Олеся Киселева также считает, что российские МФО не отстают от иностранных конкурентов, которые имеют свои преимущества и точки роста.
Например, в Китае и Индии микрофинансовые организации развиваются благодаря технологиям работы с биометрическими данными. Так, в Китае широко применяется технология сканирования лиц и биометрия для идентификации клиентов.
Резюме
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
Отставание или опережение по уровню развития зависит от конкретных аспектов. Россия, по мнению Киселевой, обладает большим потенциалом и активно внедряет современные технологии. В некоторых областях российские МФО могут даже опережать зарубежных коллег благодаря быстрому внедрению новшеств и гибкости в адаптации к изменениям.

Тренд на открытый банкинг


Игорь Додонов
аналитик ФГ «Финам»
Игорь Додонов из ФГ «Финам» полагает, что в перспективе важным трендом должно стать развитие открытых банковских интерфейсов (OpenAPI) и проектов в области открытых банковских данных. Они в итоге должны будут обеспечить пользователям бесшовный доступ к экосистемным сервисам. Также следует ожидать расширения операций с цифровым рублем, масштабирования рынка цифровых финансовых активов, дальнейшего развития BNPL-сервисов, а также развития инвестплатформ, которые дают физлицам возможность инвестировать в частные компании.

Летом 2024 года зампредседателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олжас Кизатов рассказал о планах по подключению микрофинансовых организаций к проекту Open API. Открытые API начали свое активное развитие с концепции «Открытого банкинга», где данные третьим сторонам открывают банки и кредитные организации. Например, персональные финансовые помощники, которые позволяют клиенту в одном интерфейсе и на одном экране управлять личными счетами и продуктами в разных банках.