Строительство как искусство

Типовые многоэтажные дома, воспетые в позднесоветских комедиях, давно покинули топ искателей лучшей жизни. Сменилась эпоха, но мало отличимые друг от друга новостройки продолжают доминировать в российском жилом строительстве.

Дарья Листопад
архитектор, соучредитель архитектурного бюро «Мегабудка»
«Если новый строительный объект выполняет исключительно утилитарную функцию, то это неправильно, — уверена архитектор, соучредитель архитектурного бюро «Мегабудка» Дарья Листопад. — Так быть не должно, потому что в какой-то момент мы просто окажемся среди безликих кирпича и бетона, не имея возможности откатиться обратно и что-то изменить».

Город должен быть не просто местом, где живут люди, он должен радовать красотой, защищать от негатива, быть предметом вдохновения. Иметь не только материальную ценность. Эстетическую и культурную. Однако реальность новосибирского пейзажа далека от такого образа.

Наталина Мельникова
архитектор и дизайнер
«В нашем историческом прошлом был период, когда к архитектуре относились с пренебрежением, последствия мы видим до сих пор, — констатирует архитектор и дизайнер Наталина Мельникова. — Нашим городам нужна архитектура нового качества».

«В советское время сакральность и душевность в подходе к строительству исчезли, красоту подменили трезвым расчётом и погоней за квадратными метрами, — соглашается генеральный директор новосибирской компании «Стрижи» Игорь Белокобыльский. — В современном мире тренд на унификацию и упрощение сохраняется, и в первую очередь из-за стремления к снижению издержек».

Больше чем строительство

Органичный переход от «обычного» строительства к «больше чем строительству» — девелопменту — логичная ступень развития современной, ориентированной на человека городской цивилизации.
Когда создатель будущего проекта видит на месте его возведения не просто пустырь, обрамлённый ветхими строениями, а новое арт-пространство. Когда история места становится триггером для создания концепции нового квартала. Когда природный ландшафт не уничтожается, а становится частью придомовой территории. Такие сценарии всегда обращают на себя внимание, поэтому их успех очевиден.

Девелопмент — это не просто застройка территории домами, а создание практически из ничего полноценного места для жизни — особенного мира, наполненного историями, переживаниями, воспоминаниями. Это когда дом становится новой достопримечательностью, домом, которым можно гордиться.

Современные девелоперские проекты становятся доминантами урбанистической среды, преобразуют ткань города. Они наполняют новыми смыслами жилые локации, а те, в свою очередь, задают тон развитию районов, в которых появляются новые точки социального притяжения: места для встреч друзей и коллег, зоны для семейных прогулок, детские и подростковые площадки.
«Нам интереснее «программирование» пространства, проектирование, если мы говорим о благоустройстве или о развитии территории. То, каким образом эта среда будет взаимодействовать с жителями, с посетителями, почему это взаимодействие будет уникальным, что оно даст людям, какой добавочный эффект», — говорит Листопад.

Успешный девелопер всегда становится неким визионером, которому важно не просто создать новый объект недвижимости, а срежиссировать пространство так, чтобы оно обволакивало человека эмоциональным теплом, было удобным для ежедневной и ежечасной жизни.

«В российских городах-миллионниках потребность в ярких и нетривиальных проектах остра и актуальна, — рассуждает Мельникова. — В обществе сформирован запрос как на публичные арт-пространства, так и на квартиры в креативных кварталах. Люди ценят домовые комьюнити — это когда сосед, с которым ты здороваешься, близок тебе по духу, убеждениям, восприятию эстетических ценностей. Социум, который формируется вокруг человека, важен и для него самого, и для его детей».

«Девелопер должен угадывать желания покупателя, работать на его интересы, предвосхищать тренды, встраивая множество незримых деталей в концептуальную часть проектов», — отмечает Игорь Белокобыльский.

Необходимость искусства

Для создания и развития современной городской среды требуются не только знания. Город, район, двор должны быть наполнены особой драматургией, ведь девелоперские технологии — это не просто набор чертежей и схем, это ещё и творчество — сущность, которая призвана вдохновлять и радовать.
«Когда мы начинаем работу, наша задача — определить суть будущего проекта и облечь этот проект в художественную форму. Иначе это будет не архитектура, наполненная смыслами, а просто строение, несущее определённую функцию, — рассказывает Дарья Листопад. — Эстетика заставляет человека сопереживать, испытывать эмоции от увиденного, заставляет удивляться, задумываться, спрашивать у товарища, о чём здесь идёт речь. Потому что архитектура — это то, с чем мы, люди, взаимодействуем постоянно, это наша среда обитания, и то, насколько нам удастся её обогатить дополнительными смыслами, непосредственно влияет на глубину впечатления».


Алёна Залуцкая
скульптор, художник, член Союза художников России
«Нужно формировать цивилизованную архитектурную среду, которая не обходится без малых архитектурных форм. Просто посмотрите, как это востребовано у людей, мы же постоянно видим фотографии в интернете — здесь прошлись, здесь сфотографировались, — считает скульптор, художник, член Союза художников России Алёна Залуцкая. — Если есть смартфоны, то будут фотографии — нам очень нужны фотогеничные пространства. А потом и остальное подтянется. На всё, что я сделала в жизни, на все мои скульптуры реакция людей всегда была самой положительной».

Создавая новое, приходится рисковать

Девелопмент давно перерос принцип «бизнеса ради бизнеса». Девелоперские территории становятся модными, меняют привычные сценарии взаимодействия людей с городской средой. Часто в эту среду интегрируются паблик-арты, которые придают свежее «звучание» знакомым местам. Искусство становится триггером для создания беспроигрышных проектов, даёт возможность создавать уникальные пространства для лучшей, достойной жизни.

Игорь Белокобыльский
генеральный директор «Стрижей»
Осенью новосибирская компания «Стрижи» объявила о новом взгляде на мир.

«Арт-девелопмент — это не просто слово, это декларация, судьбоносное заявление, — говорит генеральный директор «Стрижей» Игорь Белокобыльский. — Мы хотим не только строить комфортные квадратные метры, но и стремимся самовыразиться. Этим самым мы даём очень чёткое определение смысла развития нашей компании и устанавливаем для себя уровень, которому мы должны соответствовать. Мы не говорим, что всё, что делаем и будем делать, является шедеврами, но мы заявляем, что к каждому проекту станем подходить творчески».

Игорь Белокобыльский уверен, что включение элементов искусства и творчества в проекты имеет хороший отклик у аудитории, это востребовано. «Почему рынок не идёт в эту сторону? Потому что, создавая что-то новое, всегда приходится рисковать», — полагает он.

«Онега»: возвращение к истокам

«Для меня есть два параметра, которые соотносят здания и пространства с искусством, — это соответствие объекта времени и месту, — говорит Наталина Мельникова. — Например, в Португалии есть здание, которое считают иконой современной архитектуры, — музей художницы Паулы Регу «Дом историй». Он минималистичный, самобытный, интересной формы, но главное, что эта форма португальцам родная.

Там, в Португалии, в древнем городе Синтре, я видела две замковых башни: их композиция, соотношения, пропорции и легли в основу идеи «Дома историй». Я согласна, что этот проект достоин премий. Он современен по технологиям и способам оформления, но при этом пропитан историей Португалии».

Примером одухотворённого городского пространства с русскими национальными корнями стал один из флагманов «Стрижей» — жилой комплекс «Онега». Здесь мы видим встраивание необычного в обыденное, искусства — в город.

«Онега» — это технологически современный, уютный и комфортный проект, вдохновлённый мистикой древней культуры Русского Севера, с пространством, созданным в традициях застройки северорусских деревень.
Двор «Онеги» как бы составлен из уютных уголков, заполненных зеленью и деревянными «плетнями»
Кирпич, кустарники, зелёная трава, деревянные скамьи — всё это навевает мысли об умиротворённой жизни в далёкой русской деревеньке
Проект создавался на стыке исторических традиций, современной архитектуры и передовых строительных технологий
Мотивы северорусской деревни прослеживаются в скатных крышах домов, имитации печных труб, цветах фасадов
Многие горожане слышали про необычные дома со скатными крышами, которые «расставлены» по территории жилого комплекса как бы в произвольным порядке, про уютные дворы с деревянными «плетнями» и очень фотогеничным пространством — «местом, в котором все фотографируются».

Во время проектирования «Онеги» авторы из «Стрижей» не ограничились теорией, они побывали в Архангельской области — культурной и духовной сокровищнице Русского Севера. «Мы ездили за тем, чтобы проверить все наши предположения и гипотезы, обогатить их опытом местности, дополнить и откалибровать», — поясняет Игорь Белокобыльский.

Девелопер полагает, что для успеха проекта обязательна тщательная и выверенная проработка как всей концепции, так и её отдельных элементов, поэтому в компании принято перед стартом проекта не жалеть времени и средств на подготовку.
«Стрижи» отличает то, что они «глубоко копают», — рассказывает Мельникова. — Мне всегда интересно получать облако исследований, которое они сгенерировали при проработке идеи проекта. Это действительно глубокая экспертиза, а не проекты, сделанные на коленке, они соотнесены как с местом, так и со временем».

Для застройщика реализация арт-проектов — это всегда риск, с точки зрения как попадания в целевую аудиторию, так и точности расчетов при воплощении задуманного в жизнь.

«Изначально мы опасались, что для реализации сложных и необычных технологических решений не найдём специалистов среди строителей, но такие подрядчики нашлись, — делится генеральный директор «Стрижей». — Естественно, такой подход влияет на конечную стоимость, но есть люди, которые смогут это оценить. Такие проекты интересны как для покупателей, которые приобретают жильё для себя, так и для инвесторов, потому что качественные проекты ценятся на рынке».

«Русское солнце»: в поисках национальной идентичности

«Русское солнце» — один из наиболее масштабных и интересных проектов «Стрижей», жилой комплекс, который вдохновлён русскими архитектурой и искусством. Проект включает в себя шесть домов, каждый из которых имеет свои особенности, но все они составляют единую архитектурную симфонию.

Доминантная 30-этажная высотка «Колокольня», золотой авангардный «Ларец», сказочная башенка «Теремного», арочные окна «Красных ворот», молочная белизна «Зимнего», строгие бойницы «Заставы» — национальные исторические цитаты гармонично сочетаются здесь с самой современной архитектурой. И всё это объединено в единый архитектурный ландшафт, организованный по принципу русских кремлей.

«При разработке концепции «Русского солнца» нами была проведена серьёзная работа по изучению национальных архитектурных стилей, для этого были привлечены эксперты всероссийского уровня — историки, художники, публицисты», — рассказал Игорь Белокобыльский.
«Работа над концепцией отделки общественных интерьеров жилого комплекса «Русское солнце» — наш совместный проект со «Стрижами», — говорит Наталина Мельникова. — Вдохновляющим началом стал для нас русский модерн — эпоха конца XIX — начала XX века, времени переосмысления всего русского в нашей стране.

Когда мы начали работать с формами, характерными для русской стилистики, стало очевидно, что нужно уходить от паттернов. Мы привыкли, что русское — это про вышивку и орнамент. Но нужно уходить в ощущения, именно их дарит керамика, — в тёплое, родное, наше.

Мы переосмыслили айдентику жилого комплекса и подумали, что хотим сделать коллекцию керамики, набор цветов, текстур и форм, элементы которой включим в отделку разных помещений. Это будет минималистичная отделка с добавлением более ярких элементов, отсылающих к идее проекта».

«Органика»: новая городская достопримечательность

Экопространство «Органика» — апофеоз «зелёной» деятельности «Стрижей», которые с первых лет своего существования делали ставку на экологические проекты. Некогда запущенная промзона в районе аэропорта Северный станет пространством для отдыха и развития горожан.

«Органика» — это 1,5 гектара зелёного парка и встроенное в ландшафт здание резидент-центра с крышей-газоном. Здание является частью рельефа, органичным элементом экопространства — за счёт озеленённой, «живой» крыши строения каждый свободный квадратный метр парка будет занят под растительность.

Кафе, креативные студии, школа будут соседствовать здесь с многолетним садом, в котором обустроятся места для отдыха на любой вкус и полянки для активностей под открытым небом.
«Стрижи» хотят, чтобы Новосибирск развивался как город для людей, — поясняет идею Игорь Белокобыльский. — В Новосибирске дефицит чистого воздуха и зелени, особенно в центре и ближних к нему районах. Новое экопространство, я уверен, станет местом притяжения горожан и новой достопримечательностью. «Органика» задумана как многолетний живой сад, который будет цвести с ранней весны до поздней осени».
Игорь Белокобыльский отмечает, что одной из основных идей «Органики» было создание условий для безбарьерного общения: «Это пространство концептуально открытое, — добавляет он. — Все тропинки, которые там есть, запроектированы так, чтобы быть одновременно и путями в соседние жилые комплексы, причём не только в нашу «Нормандию — Неман».

Глава образовательной компании #умнаяЯШкола Максим Давыдов, школа которого разместится в «Органике», сравнил проект с белой скатертью. «Антон Семёнович Макаренко говорил: "Постелите белую скатерть, и культура будет развиваться". В данном случае «Органика» — это такая метафорическая белая скатерть. Мы планируем на базе нашей школы формировать экологическую культуру, объединяющую педагогов, детей, родителей. Наш проект будет включать в себя регионоведение, экологическое блогерство, создание и освоение экологических троп, личные проекты школьников по сохранению природы».

«Стрижи» планируют открыть «Органику» к сентябрю следующего года.

«Новелла»: дом-дача у самого озера

Концепция «Новеллы» навеяна идеей писательских дач — творческих локаций, где концентрированно отдыхали люди искусства, — Переделкино, Малаховка, Николина Гора, Комарово. Особая атмосфера таких мест в сочетании с неким гедонизмом, дополненным творческим началом их обитателей, создавала уникальную среду для развития и созидания: сюда любили приезжать на выходные к друзьям, здесь ходили друг к другу в гости, вели неспешные, размеренные беседы за чаем на летних террасах.

Архитектура «Новеллы» — это органичное и тонкое переосмысление русской дачи, по-современному сдержанное. Нарочитая небрежность в отделке фасадов, их наружной подсветке сбивает с привычных однообразных городских ритмов. Ассоциация с дачей усилена использованием естественных материалов — первые этажи дома отделаны деревом.
Четырёхэтажное здание на берегу озера — это история про уютную, почти дачную жизнь в черте Новосибирска. Дом в окружении зелени, отражающийся в глади воды, квартиры с террасами, вторым светом, нетривиальная отделка фасада — всё это делает проект девелоперской жемчужиной, местом, по-настоящему уникальным для нашего города.
Архитектурным ядром «Новеллы» стала разомкнутая арка — модернистский приём, некий портал из внешнего пространства во внутреннее
Камерная атмосфера, место, где все свои: небольшой четырехэтажный кирпичный дом, и здесь совсем немного квартир
Нетронутая естественная среда — рядом вообще нет высотных строений и заасфальтированных площадей
В «Новелле» эстетика русской дачи органично переосмыслена путём декорирования фасадов геометрическими орнаментами, создающими впечатление лёгкой ажурной сетки

Стремление к творческой реализации

«Творческая коллаборация со «Стрижами» — это про свободу и доверие, стремление делать больше, идти на творческие рекорды. В команде именно такие люди, при этом с пониманием рынка, задач мы можем вместе нащупывать нужный результат и создавать успешные и яркие истории», — говорит Наталина Мельникова.

«Наша задача — образовательная. Люди бизнеса и люди искусства обязаны быть в авангарде общества. Другого выхода нет. Делай что должно, и будь что будет. У «Стрижей» есть возможности заниматься бизнесом с человеческим лицом, с опорой на культуру, образование, общечеловеческие ценности. У меня есть возможность заниматься искусством и просвещением. Вместе мы сможем многое изменить», — считает Алёна Залуцкая.

«В истории России чем жёстче была окружающая обстановка, тем сильнее было стремление к творческой реализации, — отмечает Игорь Белокобыльский. — Жизнь — короткая штука, и непрактично тратить её только на добывание ресурсов для существования и освоение этих ресурсов — в ней может и должно быть место творчеству».