Политтехнолог: Сбор подписей — подстыдная процедура современных выборов
— Два года не было, и опять! В июле 2015 года был скандал по поводу якобы «нехороших» подписей, собранных за «Демкоалицию» на выборах в Заксобрание региона. Сегодня перед публикой предстанут избиркомовцы, которые проверят автографы новосибирцев в поддержку главного сибирского «навальниста» Сергея Бойко на довыборы в Заксобрание. Многие скажут, что результат этих трудов предсказуем. Но сейчас не об этом.
«Некрасивые» истории с выборов
Поговорим о самой процедуре — о ней я знаю не понаслышке. Одно из моих амплуа, как политтехнолога — защита подписей своего кандидата и «гнобление» подписей основных соперников. Происходит это в штабах, избиркомах, судах и так далее. Данное направление стало активно использоваться с 2001 года. Тогда всем приходилось собирать подписи, немалая часть из которых была «рисованными». У других выискивались всякие блохи в подписных листах.
Читайте по теме: Глава штаба Навального собрал подписи для выборов в Заксобрание региона
Графологи тогда не были в погонах, и заключений о подделке обычно не подписывали. В результате одни соискатели снимались с выборов, другим портились нервы и ломалась кампания. По соображениям корпоративной этики не буду сильно конкретизировать, скажу лишь, что некрасивых историй хватало. Хотя, по сравнению с нынешними — это цветочки
Один известный некогда господин при ознакомлении с подписями в избиркоме одной рукой сам внес всякую чушь в листы кандидата, против которого работал, затем другой написал исковое заявление об отказе ему в регистрации. Другой кандидат, пойманный на наличии некачественных иероглифов, для усиления аргументации, наслал бандитов на того, кто их нашел. Довольно ужасов, остановимся на этом.
«Беспредел» в системе
Примерно с 2011 (тогда произошло окончательное оформление авторитарного режима) в проверке подписей начался полный беспредел. При этом предложения об отмене ставшего бессмысленным института сбора подписей игнорируются. Несистемные кандидаты и реальные оппоненты «Единой России» стали пачками сниматься с выборов. Сложилась целая система этого произвола. Вот её основные элементы:
1. В большом количестве регионов (НСО в их число к счастью пока не входит) сложилась огромная практика когда избиркомы и нередко при непротивлении судов отказывали в регистрации по сотням вздорных поводов. Такая практика учитывается и при апелляциях в Верховном суде. Ныне выискивают в листах и иных документах, сданных на регистрацию, не блохи, а какие-то нанонедочеты. Торжествует формальный подход, а не реальная воля живых людей.
2. Резко возросла роль графологов и баз данных избирателей, на основе которых проверяют подписи
3. В число сборщиков подписей оппонентами засылаются люди, намеренно вносящие неправильную информацию в листы.
4. Когда кандидаты поднимают медийный шум, для отвлечения внимания против них начинаются разбирательства о том, что они, якобы, подделали подписные листы.
Читайте по теме: Новосибирские коммунисты поругались из-за выборов
5. Хотя законом это запрещено, кое-где практикуется опрос избирателей, подписывались они или нет с заведомо понятным результатом.
6. Избиркомы толкуют претензии в пользу кандидатов и регистрируют их, тогда возмущенный кандидат-дублер или иной спарринг-партнер подает в суд, тот отменяет регистрацию, а избиркомы сокрушенно разводят руками.
В итоге, хочу сказать, что различные технологии вполне могут быть применены к действующим кандидатам — «машина», скорее всего, уже включена.
Довыборы в Законодательное собрание по 21 округу назначены после перехода Артема Скатова из регионального парламента в мэрию. Довыборы состоятся 10 сентября. КПРФ выдвигает советника мэра Новосибирска Сергей Клестова. «Коммунисты России» выдвигают инженера 2-ой категории НГТУ Виктора Куршина. «Единая Россия» выдвигает президента АО «Трансервис» Александра Бойко. Партия «Родина» выдвигает руководителя новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константина Антонова. Кроме них в выборах собирается участвовать самовыдвиженец, руководитель новосибирского штаба Навального Сергей Бойко.